Во время флэш-моба детям позволяется чуть больше, чем в обычной жизни.
Фото автора
Флэш-моб – это грандиозный прикол, который устраивают сотни людей во всем мире. Фишка в том, что в определенное время в определенном месте внезапно, как бы случайно, возникает толпа. Затем толпа выполняет заранее оговоренный план действий, обычно безумный и шокирующий. После чего исчезает так же быстро, как и появилась.
Первый флэш-моб прошел в Нью-Йорке в 2003 году. Тогда несколько сотен человек пришли в шикарный мебельный магазин, позвонили другу, подошли к ближайшему дивану и сказали: «Вау, вот это диван» – и┘ ушли. Вскоре серия подобных мероприятий прокатилась по всему миру.
И именно тогда, четыре года назад, прошел первый флэш-моб в Челябинске. Кто был тогда организатором – уже никто не помнит. Да и людей пришло не так уж много. Суть действа состояла в том, что ровно в 16.00 в одном из спортивных магазинов участники одновременно роняли мелочь из карманов и собирали ее в течение пяти минут. Ровно в 16.05 мобберы, как и положено по закону жанра, растворились в толпе. Понравилось все происходящее и самим участникам, и тем, кто стал невольным зрителем акции. По городу быстро распространились рассказы об увиденном.
Следующий моб не заставил себя долго ждать. Ровно через неделю на центральной улице выстроилась длинная очередь к телефону-автомату из людей разного возраста. Все они звонили в Непал бывшему однокласснику. И вновь через пять минут о странной очереди никто не вспомнил.
Потом были десятки самых разных акций: толпа одновременно засыпала в городском парке, разом принималась завязывать шнурки, люди доставали ручки и блокноты и принимались что-то записывать и зарисовывать, просто обнимались, надували шарики и лопали их, появлялись в центре города мокрые и в купальниках.
«Просто толпа не есть флэш-моб, – заявляет один из участников акции. – Флэш-моб – это когда не знакомые друг с другом люди приходят в одно место в одно время, делают абсурдные бессмысленные действия и расходятся. Все. Мы не опасны, а очень даже дружелюбны. В нашем случае это толпа, состоящая из людей, каждый из которых думает своей головой и несет ответственность за свои действия».
Флэш-моб имеет свои правила: информация о грядущих акциях не должна появляться в открытых источниках, флэш-моб – это сюрприз, участие в нем – личное дело каждого. Каждая последующая акция не должна быть похожа на предыдущую и не может носить политический, религиозный либо коммерческий характер. Флэш-моб не должен наносить вреда окружающим, главное правило – безвредность. Некоторые флэш-мобы носят, правда, идеологический характер. Призывают обратить внимание людей на ту или иную проблему. Будь то акция против отстрела бездомных животных или немой манифест против Нового года, когда к главной городской елке добрая сотня человек возложила цветы в память о срубленных к празднику деревьях. Официальных организаторов сейчас у акции нет, поэтому за все противоправные действия каждый участник несет личную ответственность. С точки зрения закона все продумано: «Все акции флэш-моба у нас тщательно просчитаны. Мы ищем варианты, как не нарушить покой граждан, – рассказывает модератор челябинского интернет-форума флэш-моба Олег Пешиков. – Все акции тщательно анализируются, чтобы не было нарушений ни Кодекса об административных правонарушениях, ни уголовного законодательства. Мы все акции тщательно проверяем, и, если содержание акции противоречит закону, она просто не исполняется».
Участники уличных спектаклей – безусловно, современные люди, активно использующие интернет для общения и организации своих акций. Это люди разного возраста, пола и национальности. Как правило, именно интернет является единственным средством связи между мобберами. О том, что привлекает людей к участию в подобных акциях, «НГ» рассказала одна из постоянных участниц. «Это просто очень интересно. Это довольно увлекательная игра и общение с хорошими, позитивными людьми. После очередного моба человек получает огромный заряд позитивной энергии, – утверждает Светлана Дикая. – Из последних, например, запомнился моб на Кировке. Ровно в 20.00 около фигурки нищего нужно было поставить пустую пивную бутылку. Нас было около 80 человек. Я заметила, как напряглась милиция. Но потом подошла бабуля и потом еще одна, за ней еще, и они дружненько собрали всю стеклотару. Со стороны было очень прикольно наблюдать. Участвовать в этом еще интереснее».
Одной из последних акций, которые можно отнести к разряду флэш-мобов, в Челябинске стал конкурс «Фотокросс». По условиям соревнований каждая команда должна была сделать определенное количество снимков на заданные темы. «Влюбленный вагоновожатый», «Любовный треугольник», «Наблюдая за подглядывающими» – вот лишь некоторые из тем, указанных в задании. Уговорить ни о чем не догадывающихся людей на улице сделать что-то непривычное было довольно непросто. «В обычной жизни люди ведут себя одинаково, а мы пытаемся как-то выделяться, – рассказывают участницы «Фотокросса». – Когда выполняли задания, фотографировались с манекенами, например, это было довольно интересно. Особенно запомнилось, как пришлось выпрашивать жезл у гаишников, а они заявили, что мы уже третьи сегодня. Об этом мы уже рассказали всем знакомым и сами будем еще долго вспоминать».
Челябинск