Долгожительниц на Чукотке можно пересчитать по пальцам одной руки.
Фото автора
Средняя продолжительность жизни чукчей и эскимосов мала. Медики видят причину в том, что аборигены злоупотребляют алкоголем, много курят, плохо питаются, а теперь еще и используют наркотики. На Чукотке, где сейчас проживает 35 тысяч взрослого населения, по данным окружного Управления пенсионного фонда, здравствуют лишь 200 человек, возраст которых более 75 лет.
Во многом на это повлиял шквал социальных перемен конца прошлого века. Престарелые северяне не смогли пережить потерю в одночасье сбережений, которые они копили всю жизнь на черный день, обесценивания пенсий, нищету. Тогда, в 1991 году, в селе Лорина ушла из жизни старуха Тантет, которой было 106 лет, – местная рекордсменка по продолжительности жизни.
Мужчины на Севере умирают в более раннем возрасте. В настоящее время наибольшее количество мужчин, кому за 75 лет, проживают в столице Чукотки – Анадыре, их 48 человек. Старейшиной среди мужчин коренной национальности считается Николай Иванович Эйнетку, 1930 года рождения. Но главным «дедушкой» Чукотки является русский Иван Федорович Прохоренков, родившийся в 1920 году. На Чукотку участник битвы под Сталинградом и медик по образованию приехал совсем молодым.
Три женщины, возраст которых под 90 лет, живут в разных местах Чукотки. Самые пожилые – бабушка Котай и бабушка Авелико. Бабушка Котай, 1918 года рождения, всю жизнь провела в тундре, но когда совхоз распался, ей пришлось перебраться в село Тавайваам, которое расположено в двух километрах от Анадыря и считается пригородным. Общительная и веселая бабушка Котай активно участвует в делах села, консультирует молодежь танцевального ансамбля. Без посторонней помощи гуляет по селу. Правда, в настоящее время лежит на излечении в противотуберкулезном диспансере – обострилась давняя болезнь.
Еще одна долгожительница Чукотки, 89 лет, обитает в селе Ваеги. Бабушка Авелико тоже тундровичка, из оленных людей. Девочкой в 14 лет она потеряла зрение, но никогда не была обузой ни для семьи, ни для стойбища. Она оказалась мастерицей в пошиве меховых изделий – тапочек, малахаев, памьят (меховые носки), торбасов. И теперь, несмотря на преклонный возраст и слепоту, бабушка Авелико продолжает заниматься шитьем. Обмерит руками голову человека и сошьет шапку из меха точно по размеру. Как сообщила корреспонденту «НГ» опекунша долгожительницы Валентина Левчук, питается самая пожилая женщина Чукотки мясом и рыбой, любит хлеб свежей выпечки. В праздники непременно просит, чтобы ей купили бутылочку водки. Пьет по маленькой рюмочке, как говорит, «чтобы веселее жилось среди вечной темноты». Русского языка старуха не знает, говорит только по-чукотски. Общается на том языке, каким чукчи говорили еще сто лет назад.
Авелико пережила своих четырех детей и мужа. Сноха (жена утонувшего сына Авелико) и теперь живет в тундре, в оленеводческой бригаде, и часто присылает своей свекрови оленину. Долгожительница получает пенсию в размере 5 тыс. руб., пособие по старости в размере 670 руб. в месяц и так называемые хлебные (250 руб.) – это пособие на покупку хлеба. Если учесть, что прожиточный минимум на Чукотке приблизился к 9 тыс. руб., а цены на продукты питания в селах округа выше городских на 30%, то становится ясно, что быть долгожителем – не просто. Выручают родственники, соседи. Кроме села, Авелико нигде не была. Она не может понять, кто такой президент, считает его главным бригадиром всех пастухов. Говорит, что родилась счастливой, потому что навсегда осталась для себя девочкой, которую увидела в отражении озерной воды, когда была зрячей.
Есть еще старуха Неук, проживающая под Анадырем. Вообще-то она старше на год бабушки Котай, но по паспорту – 1928 года рождения. Когда началась первая паспортизация на Чукотке, Неук находилась в тундре, а паспортистка по ошибке «омолодила» женщину на 11 лет. Так что юридически она претендовать на статус одной из главных долгожительниц Чукотки не может.
Северяне всегда уважительно относились к старикам, оказывали им всяческую помощь. Любовь к пожилым и уважительное отношение к ним воспитывались у чукчей с раннего детства. В давние времена, да и теперь, если в семье или среди родственников нет пожилых бабушек или дедушек, то роль таковых непременно выполняют старики стойбища или села. На семейных праздниках и других торжествах стариков усаживали на почетное место, щедро угощали и специально для детей просили рассказать о былой жизни или что-то интересное о далеких родственниках.
В чукотских легендах и сказаниях старики непременно предстают опытными, мудрыми в делах людьми, тонко разбирающимися в секретах охоты, выпасе оленей, чутко понимающими природу, строгими наставниками молодежи. Старики являлись хранителями не только легенд и сказаний, но и истории рода, важных, героических поступков его представителей. Всякие распри и споры также разрешали старейшины стойбища.
Кстати, издревле чукотские оленеводы и охотники занимались поиском «эликсира вечной молодости». Автору этих строк не раз приходилось слышать от чукчей-долгожителей, что в горах можно найти некое белое вещество, которое выделяется из скал и исцеляет человека от всех болезней, а также на много лет продлевает его жизнь. Некоторые считают, что это особое, белое мумие, которое пока не найдено (на Чукотке еще много мест, где не ступала нога человека). Возможно, что когда-то и будет открыт этот самый «эликсир вечной молодости». Пока же, как считают сами долгожители, их здоровью способствует радушие, доброта, интерес к жизни.
Анадырь