Снегоходы становятся все более привычным средством получить настоящий драйв.
Фото Влада Юрьева
Новосибирские любители погонять на снегоходах полушутя говорят, что теперь ничто не мешает этому виду спорта стать в Сибири одним из самых модных экстремальных увлечений. Пример показал полпред президента в Сибирском федеральном округе Анатолий Квашнин. Он неожиданно появился в числе зрителей в разгар местного чемпионата по кантри-кроссу. Роль болельщика его не устроила, и полпред лично, с видимым удовольствием протестировал самый основательный из заявленных в соревнованиях снегоход «Бомбардье» мощностью в 160 лошадиных сил. Скоростных рекордов Квашнин не побил, зато поддержал идею провести в феврале с.г. Кубок Сибирского округа по кантри-кроссу. На соревнования намерены приехать и москвичи, изнывающие от капризов погоды в европейской части России.
По большому счету гонки на снегоходах в Новосибирске – увлечение пока менее популярное, чем, скажем, в Кемеровской области или Красноярском крае. В той же Кемеровской области этот вид спорта культивируется, его курирует губернатор Аман Тулеев, который, как сказано в его официальной биографии, сам иногда не прочь сесть за руль снегохода.
Еще три-четыре года назад в Новосибирске снегоходы покупали прежде всего для охоты, а не для того, чтобы на бешеной скорости промчаться по засыпанным снегом просторам – продвинутых охотников среди VIP-персон всегда было немало. В последние же годы появляется целая субкультура, подразумевающая драйв не от стрельбы, а именно от быстрой езды. Гусеницы, которые раньше использовались исключительно для охоты, сегодня становятся неотъемлемой частью экстрима. Если охотятся на снегоходах в основном в ряде районов Новосибирской области, то кататься часто едут еще и в Горный Алтай или Хакасию. «У многих представителей среднего класса есть спрос на настоящее мужское занятие, – говорит президент Федерации технических видов спорта Новосибирской области Владимир Кириллов. – А ощущение свободы пьянит, когда ты летишь, видишь не тронутую цивилизацией красоту и понимаешь: летом ты бы тут ни за что и ни на чем не проехал».
Пока еще гонять на спортивных снегоходах, выжимая скорость в 200–250 километров в час, в Новосибирской области не слишком возможно, но инфраструктура уже создается. Так, группа фанатов предполагает к следующему сезону взять в аренду землю в пригороде Новосибирска и создать базу с высококлассной трассой, прокатом снегоходов и другой мототехники, детской спортивной секцией, развлекательным комплексом и т.д. А областным властям во главе с губернатором Виктором Толоконским вскоре предстоит рассмотреть первую в России региональную программу развития технических видов спорта, в которой на снегоходы сделан немалый акцент.
О том, что увлечение снегоходами стремительно набирает обороты, свидетельствуют обращения в органы Гостехнадзора за регистрацией новинок. Но, прежде чем сесть за руль машины на гусеничном ходу, нужно получить права тракториста-машиниста – категорию «А».
По большому счету управлять снегоходом несложно. Но, во-первых, есть своя специфика, а во-вторых, для управления особо мощными машинами нужна хорошая подготовка. Ведь рельеф местности может быть обманчивым: можно, как говорят спортсмены, «идти по пухляку и неожиданно налететь на какой-нибудь пень, и тебя так швырнет, что удержать снегоход проблематично». А не так давно был случай, когда снегоход провалился под лед и утонул, к счастью, обошлось без жертв – зима теплая, и многие озера просто не успели покрыться толстым слоем льда.
Увлечение снегоходами, конечно, недешево, но для среднего класса вполне доступно. В среднем снегоходы в новосибирских магазинах стоят от 90 до 450 тыс. руб. Отечественные машины, простые и невзыскательные, понятно, стоят дешевле, а вот рекомендованная цена представленных в Новосибирске и очень популярных среди VIP-персон спортивных снегоходов «Ямаха» составляет 453 тыс. руб. Из отечественных гусеничных машин для гонок по таежному бездорожью больше всего подходят славящиеся высокой проходимостью «Бураны», а также маневренные облегченные снегоходы «Тайга» и «Рысь». Ну а гонки на снегоходах стали популярными после появления в магазинах легких, спортивных и горных моделей «Бомбардье» и «Ямаха».
Снегоходы туристического типа попроще, по скорости не могут сравниться со спортивными моделями, зато они комфортнее и практичнее. Встречаются и детские снегоходы с небольшой мощностью двигателя и повышенными требованиями к безопасности – так что можно отправляться в дальнее путешествие всей семьей.
Развивать высокие скорости могут не только импортные спортивные модели. Так, сибирские шумахеры умудрялись разгоняться до 216 километров в час и на отечественных снегоходах. Но на почти идеально ровном участке весеннего твердого наста, предварительно машину хорошенько оттюнинговав и заменив отечественный мотор на импортный.
Как уверяют спортсмены, грамотно подобрать экипировку – дело не менее ответственное, чем выбор снегохода. Амуниция включает в себя ботинки, комбинезон и шлем, все вместе обойдется примерно от 30 тысяч рублей. Главные требования – чтобы одежда была непродуваемой и хорошо утепленной, ведь одной из распространенных «травм» новичков в этом виде спорта является наравне с переломами банальная простуда. «Ты сразу же становишься мокрым от пота, особенно если мчишься по ухабам, поэтому подходить к выбору экипировки нужно очень внимательно», – пояснил Владимир Кириллов. Кстати, один из спортсменов убеждал корреспондента «НГ», что лучшего шлема, чем у летчиков или танкистов, для путешествий на снегоходах не найти.
Новосибирск