Канцлер ФРГ Ангела Меркель со школьниками. Детей приучают чувствовать себя во взрослом мире свободно.
Фото Reuters
Когда российские первоклашки, трепетно сжимая в руках цветы, 1 сентября идут в школу, многие немецкие школьники давно уже сидят за партами. И это вовсе не из-за какого-то особого прилежания. Просто в разных федеральных землях каникулы бывают в разное время, и в разные дни начинается учебный год. Кто-то говорит, что это зависит от погоды – мол, в Баварии и в земле Пфальц теплее в августе и сентябре, поэтому летние каникулы должны начинаться позже. А где-нибудь на самом северном острове Германии всегда холодно, так что детей нужно отпускать летом пораньше, чтобы они насладились теплой погодой. Вот и отдыхают баварские дети в этом году с 31 июля до 11 сентября, а у бедных берлинских чад каникулы с 6 июля по 19 августа.
Частично такое разнообразие объясняется религиозными праздниками. У католиков они традиционно имеют большее значение, а значит, в католических землях немного больше и выходных. Поэтому и каникулы распределяются так, чтобы родители смогли планировать отдых вместе с детьми. Например, в Баварии долгие каникулы на Троицу, в этом году они длились с 6 по 17 июня – целых две недели! В Берлине же свободным был только один день – 26 мая.
Однако главная причина каникул, раскиданных по разным датам, – экономическая. Если вся страна одновременно поедет в отпуск в период летних каникул, экономика понесет большие потери. Ведь немцы – большие любители путешествий. Каждые каникулы зажиточные бюргеры предпочитают проводить вдали от рабочих мест. И с детьми школьного возраста приходится ездить на Майорку – основной курорт немецких тружеников – в летние каникулы.
Чисто экономическими соображениями объясняется и отсутствие столовых в школах западной Германии. Так уж получилось, что для столовых там нет ни помещений, ни работников. Школы финансируются из бюджета федеральных земель, а устроить на работу в школьную столовую поваров и уборщиц на настоящую немецкую зарплату – очень дорого. Поэтому родители каждое утро усердно мажут бутерброды и строгают морковки, а дети носят в ранцах еду и питье. От отсутствия столовых особенно страдают маленькие школьники и дети, родители которых рано уходят на работу. Многие мамы вообще не работают. Парадоксально, но это – следствие недоразвитой социальной сферы. Детских садов в Германии очень мало, так что позволить себе иметь нескольких детей могут только женщины, не занятые на постоянной работе. А таких – большинство. Официально они безработными не считаются, хотя частая причина решения в пользу детей – невозможность найти рабочее место.
В школах бывшей ГДР, напротив, сохранились столовские помещения и продленки. И хорошие директора умудряются с помощью родительских комитетов организовать питание хотя бы в начальных школах, где обучаются дети с 6 до 12 лет.
Кстати, первые шесть классов считаются в Германии начальной школой и всегда отделены от высшей ступени школьного обучения. Дальше дети распределяются в зависимости от успеваемости. В гимназию попадают только школьники с хорошими оценками. Для менее способных или менее трудолюбивых остается так называемая основная школа, а для тех, кто совсем не тянет, – «реальная школа». Недавние социологические опросы показали, что в гимназию попадают почти только дети «интеллектуалов», то есть более обеспеченных слоев населения. Образование, как ни крути, в Германии остается классовым. Хотя после социального движения 60-х годов в университеты принимают без экзаменов, для некоторых предметов существуют ограничения в виде конкурса аттестатов. А аттестат «реальной школы», в которой учатся не 12, а 10 лет, право поступать в университет не дает.
Интересно, что дети работников интеллектуального труда в основном идут, согласно тем же опросам, по стопам родителей – в преподаватели, врачи, юристы. Они лучше знают иностранные языки, ездят в другие страны и читают книжки. Трудные подростки растут в основном в материально неблагополучных семьях и посещают «реальные школы». А там обстановка не для слабонервных. Я имею в виду учителей. В конце прошедшего учебного года учителя одной из берлинских школ в социально неблагополучном районе написали в местное школьное ведомство жалобу на учеников, с которыми нет сладу. Подростки не только не стеснялись в выражениях, но и угрожали учителям физической расправой. Решено было закрыть школу от греха подальше.
Но такие случаи – из разряда эксцессов. Вообще-то немецкая школа не особо строгая и не такая уж сложная. Хотя аттестат с отличием – абсолютная редкость, учиться в гимназии не так уж и тяжело. В субботу уроков нет, на дом задают немного, а с 9-го класса школьники могут выбирать для себя три основных так называемых экзаменационных предмета, которыми они хотят углубленно заниматься. Остальные предметы хотя и вносятся в аттестат, но требования при подготовке к экзамену по ним более низкие.
Методика обучения также свободная: ни заучивания наизусть целых параграфов, ни зубрежки дат и имен. Главная цель немецкой школы – привить ученикам умение сопоставлять факты и свободно отстаивать свое мнение в дискуссии. Для этого уже с 7-го класса школьники готовят рефераты по нескольким источникам. Вообще одного учебника по предмету никто строго не придерживается. Учителя постоянно копируют нужные материалы, и темы преподаются не по учебнику, а по разработанной учителем и заверенной директором школы программе. Так что многие хорошо успевающие ученики оставляют свои учебники в специальном ящике в школе, чтобы облегчить портфель.
Форма школьной одежды и школьной сумки свободная, но некоторые частные школы в Германии, особенно религиозного характера, форму предписывают. Однако слишком фривольная одежда и значки националистического содержания, свастики и т.п. строго запрещены – за это можно получить взыскание, а потом и просто вылететь из школы.
И еще одна очень хорошая черта немецких школ: оценок по поведению в них не ставят. Зато после каждого полугодия – а в Германии даже в начальной школе не учатся по четвертям – учитель пишет общую характеристику на каждого ученика. Главные критерии не только прилежание, поведение и дисциплина, но и коммуникабельность, готовность помочь товарищу, вежливость и дружелюбие. Так что тем, у кого хромает успеваемость, в немецкой школе можно выделиться по-другому – талантом души и сердца.
Берлин