0
3885
Газета Стиль жизни Интернет-версия

06.09.2006 00:00:00

Ученье без зубрежки

Тэги: германия, образование, школа


германия, образование, школа Канцлер ФРГ Ангела Меркель со школьниками. Детей приучают чувствовать себя во взрослом мире свободно.
Фото Reuters

Когда российские первоклашки, трепетно сжимая в руках цветы, 1 сентября идут в школу, многие немецкие школьники давно уже сидят за партами. И это вовсе не из-за какого-то особого прилежания. Просто в разных федеральных землях каникулы бывают в разное время, и в разные дни начинается учебный год. Кто-то говорит, что это зависит от погоды – мол, в Баварии и в земле Пфальц теплее в августе и сентябре, поэтому летние каникулы должны начинаться позже. А где-нибудь на самом северном острове Германии всегда холодно, так что детей нужно отпускать летом пораньше, чтобы они насладились теплой погодой. Вот и отдыхают баварские дети в этом году с 31 июля до 11 сентября, а у бедных берлинских чад каникулы с 6 июля по 19 августа.

Частично такое разнообразие объясняется религиозными праздниками. У католиков они традиционно имеют большее значение, а значит, в католических землях немного больше и выходных. Поэтому и каникулы распределяются так, чтобы родители смогли планировать отдых вместе с детьми. Например, в Баварии долгие каникулы на Троицу, в этом году они длились с 6 по 17 июня – целых две недели! В Берлине же свободным был только один день – 26 мая.

Однако главная причина каникул, раскиданных по разным датам, – экономическая. Если вся страна одновременно поедет в отпуск в период летних каникул, экономика понесет большие потери. Ведь немцы – большие любители путешествий. Каждые каникулы зажиточные бюргеры предпочитают проводить вдали от рабочих мест. И с детьми школьного возраста приходится ездить на Майорку – основной курорт немецких тружеников – в летние каникулы.

Чисто экономическими соображениями объясняется и отсутствие столовых в школах западной Германии. Так уж получилось, что для столовых там нет ни помещений, ни работников. Школы финансируются из бюджета федеральных земель, а устроить на работу в школьную столовую поваров и уборщиц на настоящую немецкую зарплату – очень дорого. Поэтому родители каждое утро усердно мажут бутерброды и строгают морковки, а дети носят в ранцах еду и питье. От отсутствия столовых особенно страдают маленькие школьники и дети, родители которых рано уходят на работу. Многие мамы вообще не работают. Парадоксально, но это – следствие недоразвитой социальной сферы. Детских садов в Германии очень мало, так что позволить себе иметь нескольких детей могут только женщины, не занятые на постоянной работе. А таких – большинство. Официально они безработными не считаются, хотя частая причина решения в пользу детей – невозможность найти рабочее место.

В школах бывшей ГДР, напротив, сохранились столовские помещения и продленки. И хорошие директора умудряются с помощью родительских комитетов организовать питание хотя бы в начальных школах, где обучаются дети с 6 до 12 лет.

Кстати, первые шесть классов считаются в Германии начальной школой и всегда отделены от высшей ступени школьного обучения. Дальше дети распределяются в зависимости от успеваемости. В гимназию попадают только школьники с хорошими оценками. Для менее способных или менее трудолюбивых остается так называемая основная школа, а для тех, кто совсем не тянет, – «реальная школа». Недавние социологические опросы показали, что в гимназию попадают почти только дети «интеллектуалов», то есть более обеспеченных слоев населения. Образование, как ни крути, в Германии остается классовым. Хотя после социального движения 60-х годов в университеты принимают без экзаменов, для некоторых предметов существуют ограничения в виде конкурса аттестатов. А аттестат «реальной школы», в которой учатся не 12, а 10 лет, право поступать в университет не дает.

Интересно, что дети работников интеллектуального труда в основном идут, согласно тем же опросам, по стопам родителей – в преподаватели, врачи, юристы. Они лучше знают иностранные языки, ездят в другие страны и читают книжки. Трудные подростки растут в основном в материально неблагополучных семьях и посещают «реальные школы». А там обстановка не для слабонервных. Я имею в виду учителей. В конце прошедшего учебного года учителя одной из берлинских школ в социально неблагополучном районе написали в местное школьное ведомство жалобу на учеников, с которыми нет сладу. Подростки не только не стеснялись в выражениях, но и угрожали учителям физической расправой. Решено было закрыть школу от греха подальше.

Но такие случаи – из разряда эксцессов. Вообще-то немецкая школа не особо строгая и не такая уж сложная. Хотя аттестат с отличием – абсолютная редкость, учиться в гимназии не так уж и тяжело. В субботу уроков нет, на дом задают немного, а с 9-го класса школьники могут выбирать для себя три основных так называемых экзаменационных предмета, которыми они хотят углубленно заниматься. Остальные предметы хотя и вносятся в аттестат, но требования при подготовке к экзамену по ним более низкие.

Методика обучения также свободная: ни заучивания наизусть целых параграфов, ни зубрежки дат и имен. Главная цель немецкой школы – привить ученикам умение сопоставлять факты и свободно отстаивать свое мнение в дискуссии. Для этого уже с 7-го класса школьники готовят рефераты по нескольким источникам. Вообще одного учебника по предмету никто строго не придерживается. Учителя постоянно копируют нужные материалы, и темы преподаются не по учебнику, а по разработанной учителем и заверенной директором школы программе. Так что многие хорошо успевающие ученики оставляют свои учебники в специальном ящике в школе, чтобы облегчить портфель.

Форма школьной одежды и школьной сумки свободная, но некоторые частные школы в Германии, особенно религиозного характера, форму предписывают. Однако слишком фривольная одежда и значки националистического содержания, свастики и т.п. строго запрещены – за это можно получить взыскание, а потом и просто вылететь из школы.

И еще одна очень хорошая черта немецких школ: оценок по поведению в них не ставят. Зато после каждого полугодия – а в Германии даже в начальной школе не учатся по четвертям – учитель пишет общую характеристику на каждого ученика. Главные критерии не только прилежание, поведение и дисциплина, но и коммуникабельность, готовность помочь товарищу, вежливость и дружелюбие. Так что тем, у кого хромает успеваемость, в немецкой школе можно выделиться по-другому – талантом души и сердца.

Берлин


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

КПРФ планирует удерживаться на волне советской ностальгии

Дарья Гармоненко

Иван Родин

От лица руководства партии Юрий Афонин пропагандирует разворот россиян к социализму

0
330
Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Памфилова загодя ставит вопрос о будущей избирательной системе

Иван Родин

Разделение Госдумы пополам между депутатами-списочниками и одномандатниками – это чисто политическое решение

0
387
Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

Путин призвал закрепить уровни владения мигрантами русским языком с учетом нужд при трудоустройстве

0
259
Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

Глава Республики Коми Владимир Уйба заявил, что покидает свой пост

0
281

Другие новости