Билл Гейтс, наверное, сам ошарашен тем, как человечество воспользовалось его изобретениями.
Фото Reuters
Все мои более или менее грамотные знакомые обоего пола, до того читавшие Пелевина лежа на диване, теперь оттуда, из интернета, просто не вылезают. Некоторые по старинке еще читают с экрана книжки, гуляют по Британскому музею, заходят на форумы, где обсуждаются высоколобыми вполне эзотерические проблемы, тайком играют в игры или рассматривают голых баб. Но это все еще – полбеды. Потому что многие, вслед за своими детьми, сами участвуют в каких-то чатах и даже ведут блоги. А ведь люди уже в основном не молодые, с высшим образованием, с тонкими некогда интересами, с известным знанием различных сторон бытия и иностранных языков, занимательные в общении, семейные┘ Наслушавшись их откровений за дружеским столом, я решил наступить на горло собственной песне и ознакомиться с этим делом поподробнее.
Не то чтобы я совсем уж из лесу пришел или с гор спустился. Компьютер – мой рабочий инструмент последние полтора десятка лет. Когда-то я даже написал статейку «Муха по полю пошла» для журнала «Семья и школа», в которой пытался образумить молодежь, отвратить от пагубного увлечения интернетом и пропадания в сети, где можно совсем увязнуть. И сам читаю газеты. В одной, правительственной, один уважаемый мною фельетонист слово «интернет» иначе как через дефис со словом «помойка» не употребляет. Так что я был морально готов, как я полагал. И решил подслушать какой-нибудь разговор продвинутых пользователей, или, как это, кажется, называется, крутых юзеров.
Понял мало (скажем, выражение ваше место на хабе по объему шары не прибавило мне знаний об окружающем мире), но и понятого достало ужаснуться. С замиранием сердца я прислушивался к такой вот беседе. «Если на Адриуме вдруг стало тихо и ты спрашиваешь себя «а где все?» – А они тут: suchki. – Не заходи туда, а то пропадешь вместе с остальными! – И ты, захваченный в плен атмосферой самого стервозного хаба сети┘ – Выполни свой гражданский долг и вместо похода на выборы проголосуй лучше за мисс Процентр-2005 – тут кто есть? – угу – кто хорошо знает прогрессив? – транс? – никто – Пепел_на_ветру – такое не слушаем – ну и не слушайте – Пепел_на_ветру и не будем – привет Клин – привет – эм – всем прив еще раз – касуал? – кешл – я знаю – я с тобой учился в 5–6 классе – по Москве гуляет вирусная инфекция, в выходные я пал жертвой этого бронхита, соблюдайте бдительность и предохраняйтесь марлевыми повязками при общении с незнакомками... предупрежден – значит вооружен – вот вам – чейто – нарики поганые – спам наеврно – хотя вполне може быть – ой, такой баян... ему лет 8–9... я это читал когда впервые в 11 классе в интернет попал... – ну и лох – все ранво спам рулит┘»
Занятие это – подслушивать чужой стеб в мире виртуального общения – оказалось вполне психоделическим. А сами диалоги похожи на «Лысую певицу», впрочем, вряд ли юзеры знают, кто такой Ионеско. Но больше всего поразила не абракадабра сама по себе – кто ж по молодости не дурачился, не выставлялся и не нес чушь?! Меня удивило другое. А именно: как и в каких целях используется мощнейший интеллектуальный инструмент современного человечества.
То есть ужаснула пропасть между величием формы и убогостью содержания. Билл Гейтс дал в руки миллионам возможности, о которых не могли и помыслить былые поколения, но, Боже, как эти самые миллионы ими воспользовались! Если подсчитать с экономической линейкой в руках, сколько киловатт-часов тратится ежедневно на это засорение всемирного информационного поля, то любые заявления Чубайса о поднятии тарифов покажутся старческим ворчанием. А если прикинуть, сколько времени жизни тратят миллионы молодых людей, рискуя зрением и нервным самочувствием, на эти бесплодные занятия, то рассуждения Ортеги-и-Гассета о восстании масс прозвучат робким шепотом влюбленной девочки.
Поразительный парадокс: высокие технологии, попавшие в руки масс, используются ими самозабвенно, но отнюдь не для созидания, а для фактически повседневного разрушения. Потому что отравление информационного поля ничем не отличается от нанесения ущерба окружающей среде, и точное слово помойка в этом случае не метафора, а несет отчетливый экологический посыл. И совершенно непонятно, отчего в приличных странах жителям запрещено мочиться в общественных местах, если то же самое разрешено делать в интернете.
Не мной замечено, что, хотя жизнь вокруг становится все лучше и богаче, в том смысле прежде всего, что сулит все больше новых возможностей, собственно, жить стало тяжелее. Разнообразные плоды демократии, и прежде всего стремление дать разноцветным массам все новые развлечения по самым доступным ценам, неумолимо оборачиваются тем, что массы не желают работать, играют с утра до вечера в страшилки, а ночью идут на улицу реализовывать приобретенные навыки. Так, может быть, это и прекрасно, если по ночам ребятки, выбрав себе вполне блатные псевдонимы, не жгут машины на улицах, а сидят себе паиньками по домам за дисплеями и запускают в мировую сеть свою околесицу.
Ну вот, и побрюзжать нельзя. Выключи ты этот самый компьютер, вернись из виртуального пространства к себе домой, выгляни в окно, посмотри, как там снег идет, приляг на диван с книжечкой, перечти «Женитьбу Фигаро». Но нет, что-то не дает сосредоточиться. Все-то думаешь, надо бы встать и сходить в интернет. Что-то там Факер написал еще своей Стрекозе?