Этому гражданину нет дела до тех, кто печется о его нравственности.
Фото Матвея Сысоева (НГ-фото)
Есть забавнейшая российская традиция, причем отнюдь не только последних полутора десятков лет, – традиция, чуть что, ссылаться на весь цивилизованный мир. Ссылка носит характер заклинательный (где он, этот самый цивилизованный мир? никто в точности не знает), но действует на слабые умы безотказно. Как и любая демагогия.
Впрочем, во всех пуританских странах добродетель насаждается с применением самых жестких мер, причем в большинстве случаев – узаконенных. Мы в России привыкли проливать слезы о том, что, мол, угораздило же нас родиться в столь несвободной стране, где соседи подсматривают, сотрудники доносят, власти зажимают, а чиновники берут. Но это по неведению: мы чаще всего весьма туманно представляем себе, насколько регламентирован западный мир. Особенно Америка, которую те, кто там никогда не жил, почитают как раз миром свободы – по-русски читай, расхлябанности, если не разнузданности. Хотя в Америке вы можете лишиться места в приличной фирме, если живете не там, где положено жить людям вашего достатка, ездите на автомобиле дешевле или дороже, чем полагается, или пришли на службу в одном и том же костюме два раза на одной неделе. Это – повседневность жизни именно среднего класса.
Но забавно другое.
В последнее время наши депутаты необыкновенно живо стали дебатировать законопроекты, посвященные нашей с вами повсеместной добродетели. Конечно, вот здесь-то без американского примера никак не обошлось. Вносятся все новые законопроекты, которые должны обеспечивать нашу с вами повседневную нравственность. Сети раскинуты широко. Обсуждается – причем вполне серьезно, даже со страстью, – где и когда пить пиво, курить ли в общественных местах, смотреть ли гражданам эротическую кинопродукцию, и т.п.
При всей анекдотичности ситуации хотелось бы понять, отчего, скажем, депутат Ж., который еще не так давно призывал русскую армию мыть сапоги в Индийском океане, вдруг озаботился курением в неположенных местах.
Самый очевидный ответ: ни о чем больше говорить уже не приходится. А ведь молчать трибуну тоже нельзя. Да что там Ж.: четыреста депутатов проголосовали за ограничения в потреблении малоимущим нашим населением невинного по национальным меркам напитка – пива, и лишь верхняя палата смогла как-то притушить этот фарс. Впрочем, назовите это как хотите, хоть кризисом парламентаризма.
Нет, никто не возражает: средний класс в цивилизованной стране должен жить прилично, соблюдая не только законы, но и неписаные правила. Конечно, не все его представители эти правила блюдут, но тогда они рискуют быть подвергнуты общественному остракизму. Это мы все знаем по сериалу «Санта-Барбара». Но в том-то и дело, что мы не живем в цивилизованной стране. Ситуацию делает особенно пикантной том факт, что в современной России никакого среднего класса нет как нет. Если не считать, конечно, самих народных избранников.
Как обычно, у нас подметать не хотят – все рвутся бороться за чистоту. Но прежде чем перенимать правила поведения среднего класса, неплохо было бы озаботиться этот класс создать. Однако по всем признакам дело идет как раз в противоположном направлении: предпринимаются все меры и принимаются всевозможные законы, чтобы этот едва-едва проклюнувшийся в стране класс придушить. Причем мы движемся в этом направлении на всех парусах. Конечно, запрещать курение – это вам не бороться со СПИДом. А воевать с порнографией на четвертом канале – не то же самое, что пытаться совладать с повальной проституцией, причем зачастую подростковой. Конечно, можно убедить себя, что межэтнические столкновения происходят от курения в неположенном месте, а от показа на экранах телевизоров гангстерских фильмов прошлого столетия рождаются киллеры, которые исполняют что ни день заказные убийства. Но убедить лишь для утешения собственной совести.
Потому что это милая и теплая позиция. А главное – совершенно безопасная. Ну, разве что парламентское табачное лобби насядет – так ведь не рэкет наедет. Хорошо в чистом кабинете, повязав модный галстук и проверив, блестят ли штиблеты, приняв чуть коньячку для красноречия, сражаться с ветряными мельницами. И если хоть один из миллионов наркоманов смотрит телевизор, то он, хорошо двинувшись и ширнувшись, должен бы описаться от восторга, слушая, как народный заступник депутат вещает о необходимости полного запрета курения сигарет «Ява» с фильтром на рабочем месте┘
Увы, вся эта картина, годная для комедии Рязанова, может оказаться на самом деле не такой уж безобидной, как хотелось бы думать. Прикиньте, в каких странах и с какими режимами действуют ровно такие запреты. То-то... Но – опять занесло, опять набурчал и накаркал. Нервы стали ни к черту. Господа, дайте прикурить в общественном месте...