Мальчики хотят играть в войну, чтобы все было как по-настоящему, и не всегда вовремя останавливаются.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Я живу неподалеку от стадиона «Динамо». И вот лежу я однажды днем на диване и вдруг слышу, что со двора доносится истошный животный вопль. Так может кричать лишь человек, которого поливальной машиной случайно прижало к забору. Проникшись сочувствием к несчастному, я прильнул к окну. Прямо подо мною у детской песочницы стоял здоровенный малый лет двадцати и время от времени, с промежутками так секунд в тридцать, издавал нечеловеческий вопль. Понятно, что парень тронулся умом. Куда звонить, как помочь? Но тут к первому присоединился второй, и они стали вопить хором. И только тут меня, человека, не посещающего стадионы, осенило: это были футбольные фанаты, которые репетировали свой боевой клич. Интересно было бы посчитать, сколько энергии тратит за время футбольного матча один такой остолоп. А потом умножить на число проданных билетов...
Увы, следует признать, что игра бесполезна по сути и ничего с этим не поделаешь. За свою жизнь всякий человек потратил годы и годы на совершенно бессмысленные занятия: раскладывание пасьянсов, показывание фокусов или беготню за мячом. Развивается ли от этих занятий гибкость ума или хоть ловкость тела – не очевидно. Но, с другой стороны, так ли полезны так называемые ПОЛЕЗНЫЕ ЗАНЯТИЯ, которые по привычке мы называем работой. Вот, скажем, две-три сотни взрослых и худо-бедно образованных мужчин и женщин сидят в одном месте и предаются говорению – называется это заседание Государственной Думы. То есть время от времени, может быть, Дума и принимает какие-то полезные решения, но чаще все-таки совершенно бесполезные. Да и кто сможет определить, что есть польза, – вреда бы не было. Но это тоже, в общем-то, игры безвредные, как коллективный вопль фанатов.
Другое дело – игры в войну. Это уже должно проходить по разряду «игры опасные».
В конце концов, если оглядеться вокруг, то окажется, что полезной, осмысленной деятельностью, в результате которой вырастают новые дома или хотя бы красивые цветы, занимается меньшинство населения. Не назовешь же полезной деятельностью гадание на кофейной гуще или хоть смотрение телевизора. А если мы оценим, как говорят социологи, наш бюджет времени, то окажется, что из двадцати четырех часов суток полезными можно признать только два-три.
«Человек играющий», как известно, давно оттеснил человека мыслящего. В мире с каждым годом становится все больше игр. Целая индустрия задействована именно на этом направлении. По-видимому, игра способствует нашему ощущению полноты бытия. Предвкушение игры для многих из нас значительно слаще, чем предвкушение хорошей работы.
Отдельного разговора заслуживают игры, как бы пародирующие разные стороны человеческой жизни. Дети играют отнюдь не только в войну. Но и в свадьбу, и даже в похороны. В этом смысле собственно обряды, в которые облекаются для человека важнейшие моменты его жизни, отправляются много реже, чем игры в них. И получается, что каждый человек живет всамделишной жизнью едва ли не меньше, чем жизнью игровой. К тому же грань между игрой и собственно жизнью у современного человека все менее заметна. И мы то и дело переступаем эту грань, с трудом отличая, где кончается действительная жизнь. Наверное, это связано с тем, что у среднестатистического современного человека много свободного времени. И все это свободное время человек никак не может заполнить нужными и полезными его маленькому личному хозяйству делами. Большинство людей томится от скуки. Именно ее призвана развеять игра.
Внешне бесполезные, наши многообразные игры служат нам хорошую службу. Игры не просто развлекают нас. Они необходимы, потому что отвечают какой-то очень важной стороне нашей природы. Игра – это такой язык, который мы используем значительно чаще, чем сами это замечаем. Даже наши домашние животные могут не понимать подчас, чего мы от них хотим, а вот язык игры уже маленькие котята понимают без всякого обучения. Ритуал ухаживания за женщиной предполагает своего рода игру. И наиболее успешны бывают те мужчины, которые лучше других к такой игре способны. Когда муж развлекает жену, он именно что играет. А когда люди перестают играть друг с другом, их пары распадаются. Причем игра – это отнюдь не только рассказывание анекдотов. И вообще не просто шутка. Игровое поведение – поведение нестандартное, отклоненное. Хотя подчас, если оно отклонено чрезмерно, чужая игра становится для нас слишком навязчивой.
Так что, господа, расставляйте фигуры, раздавайте карты, Бог с ними, с серьезными делами. Давайте-ка поиграем. Можете быть уверены, игра поможет нам сблизиться и узнать друг друга намного лучше, чем если бы мы целыми днями говорили на одни серьезные темы. Да что там, и без всяких карт можно прекрасно сыграть. В конце концов то, что вы сейчас читаете газету, – это ведь тоже такая игра┘