По праздничным дням старики достают из сундуков и надевают бережно хранимые одежды, доставшиеся в наследство от дедов и бабок.
Фото Алексея Заморкина
Более трехсот лет назад атаман Кондратий Булавин поднял казаков Верхнего Дона и беглых крестьян из Центральной России против царской власти и примкнул к отрядам Емельяна Пугачева. После разгрома восстания и гибели Булавина почти восемь тысяч казаков со своими семьями, спасаясь от расправы, ушли с Дона на Кубань, потом на Дунай, а оттуда в Турцию, на озеро Майнас. Вел их кошевой атаман Игнат Некрасов. Там, вдали от родины, казаки основали поселение Казакей и два с половиной века, следуя заветам своего атамана, жили замкнутой общиной. Некрасовцы с малых лет воспитывались в любви к России, жили с надеждой на возвращение.
В 1912 году, несмотря на завет Некрасова «при царе в Расею не возвращаться», первая волна казаков по разрешению царского правительства все-таки приехала в Россию. Им запретили селиться выше Кубани. (Сегодня в поселке Некрасовский живут потомки первых возвращенцев.) А после революции в Стране Советов началось расказачивание, и в Турцию хлынул новый поток казаков.
Только в 1962 году привел изгнанников на родную землю последний атаман «игнат-казаков» Василий Порфирьевич Саничев. В середине прошлого века в Турции обострились межконфессиональные отношения, и казаки приняли решение покинуть страну. Часть из них выбрали Америку, но большинство вернулись в Россию.
Дочери атамана Саничева Агафья Миронова и Мария Береснева рассказывают, что они хорошо помнят тот день, когда к их отцу пришли казаки и «всем миром» стали просить его заняться их возвращением на Родину.
– Отец очень боялся брать на себя такую ответственность, – вспоминает Мария Васильевна. – Но однажды к нему во сне явилась Богородица, что отец воспринял как знак свыше. И он решился на этот важный шаг. Несколько лет шли переговоры с правительством СССР через посольство Советского Союза в Турции. И вот наконец теплоход «Грузия» с 999 казаками на борту отплыл из Турции. А в Новороссийск прибыла уже тысяча некрасовцев: в дороге родился мальчик, которого назвали Семен. Так на Черноморском побережье Турции перестало существовать поселение Казакей.
Правительство СССР поселило некрасовцев на Ставрополье, в поселках Бургун-Моджар и Новокумский Левокумского района. Здесь они стали виноградарями и огородниками. По словам донского историка Игоря Бондаренко, поначалу советский образ жизни у некрасовцев, воспитанных на традиционных религиозно-этических нормах, вызвал шок. К тому же жили и работали некрасовцы в винодельческих совхозах, где вино текло рекой, а потому алкоголизм постепенно становился бичом и в их среде. Но со временем некрасовцы адаптировались к советскому укладу жизни и уже не так строго следовали заветам Игната Некрасова, которых насчитывалось более 170. Например, «за брак с иноверцами смерть», «за богохульство расстрел» и т.д.
По словам Семена Бабаева (того самого, который родился на корабле по пути в Россию), некрасовцы являются старообрядцами не слишком строгого толка. В их церковь приходят и местные жители. В их среде много смешанных браков. «Мы столько веков стремились вернуться в Россию. Мы считаем себя и русскими, и казаками», – подчеркивает Семен.
– За сорок с лишним лет пребывания на Ставрополье переселенцы вместе с местными жителями подняли два виноградарских хозяйства – «Левокумский» и «Бургун-Маджарский», – рассказывает глава районной администрации Николай Щербина. – Некрасовцы – удивительно трудолюбивый, религиозно стойкий и морально чистый народ. Надо сказать, что местные парни отдают предпочтение невестам из семей казаков-некрасовцев. Их привлекают исключительная чистоплотность, домовитость и верность этих девушек. Только в селе Новокумском насчитывается более 300 таких семей».
Ни один праздник у некрасовцев не обходится без песен. Они сложены на все случаи жизни, не забыты даже обрядовые XVIII века. В свое время к переселенцам приезжала экспедиция из Московской консерватории, записавшая тогда более 400 песен казаков.
Более десяти лет назад в поселке Новокумском был создан центр традиционной русской культуры. Его руководитель Людмила Евдокимова вспоминает, как был организован ансамбль казаков-некрасовцев. Она, приехав в поселок как молодой специалист, сразу обратила внимание на незнакомые песни, которые пели некрасовцы. Соседи рассказали ей свою историю. На одном из краевых совещаний Людмила Васильевна высказала мнение, что хорошо было бы создать ансамбль казаков-некрасовцев. А через некоторое время из Ставрополя позвонили: «Срочно представить коллектив на краевой фестиваль фольклорного творчества». Местный священник помог Людмиле Евдокимовой подобрать участников: многие некрасовцы пели в церковном хоре. Набралось около двадцати человек, из которых и был создан ансамбль «Некрасовские казаки». С фестиваля ансамбль вернулся в звании лауреата, а через год получил титул народного. В 1989 году «Некрасовские казаки» выступали в Москве, в Колонном зале Дома союзов.
– Тогда я впервые задумалась о том, как сохранить это бесценное богатство, пришедшее к нам из глубины веков. Так возникла идея создания центра традиционной русской культуры. Совхоз подарил двухэтажное здание, в залах мы разместили экспозиции, отражающие историю казаков-некрасовцев. Сегодня кроме «Некрасовских казаков» в Левокумске есть детский коллектив «Некрасовские казачата», который известен по всей России и даже за рубежом, – рассказывает Людмила Евдокимова.
Не так давно участники ансамбля «Некрасовские казаки», потомки донских казаков, посетили фольклорный праздник в древней столице донского казачества Старочеркасске. Интересно, что костюмы некрасовцев резко отличались восточной яркостью и пестротой от традиционных нарядов местных участников праздника. Сказывается влияние турецких мотивов в одежде предков некрасовцев. Но покрой одежды сохранился исконно русский, близкий к костюму Центральной России.
В Старочеркасском музее работает и пользуется большой популярностью экспозиция, рассказывающая об истории казаков-некрасовцев. По словам директора Старочеркасского музея-заповедника Михаила Астапенко, здесь представлена традиционная мужская и женская одежда некрасовцев, есть и такие редкие экспонаты, как книга «Апостол», отпечатанная в 1635 году, и икона протопопа Аввакума. В современной части экспозиции можно увидеть фотографии, сделанные на уроке в турецкой школе, где учились дети из некрасовской общины (с 1930 года обучение в школе стало обязательным для казачьих детей, как и служба в турецкой армии). И один из самых дорогих для некрасовцев экспонатов – рукописная книга, написанная атаманом Василием Саничевым в 1956 году для обучения казачьих детей русскому языку.
Ростов-на-Дону