В последнее время в СМИ часто говорят об индуизме. Прежде всего это связано со строительством храма Кришны в Москве, вокруг которого развернулись нешуточные споры. Вместе с тем индийские религии представляют собой довольно пестрый конгломерат верований: есть не только кришнаиты или вишнуиты, но также и шиваиты, и джайны, и др. Одной из наиболее колоритных традиций по праву считается сикхизм. Наверное, многие из нас хотя бы раз встречали на улице восточного вида мужчин в разноцветных тюрбанах и с бородой, зачесанной назад. Это и есть сикхи. Как раз из-за тюрбана их нередко принимают за мусульман. Однако на самом деле, сикхизм - это не только не ислам, но даже и не индуизм, а особая и неповторимая религиозная традиция, имеющая свою яркую историю.
В Индии сикхи составляют одно из религиозных меньшинств - чуть меньше двух процентов населения. Традиционно много сикхов живет в Пенджабе (штат Индии в северной части страны). Это связано с тем, что там родился основатель сикхской религии гуру Нанак (1469-1539). Благодаря его проповеди сикхизм здесь распространился очень широко. В священном городе сикхов Амритсаре расположена их главная святыня - Золотой храм, в котором вот уже около 400 лет хранится оригинал сакральной книги сикхов Ади Грантх. Много сикхов сейчас живет в Америке и Англии. В Англии их диаспора насчитывает 330 тыс. человек, там сикхи даже служат в армии.
В России сикхи появились где-то в начале 1990-х гг. Это связано с приездом индийских коммерсантов и студентов, для которых в нашей стране открылись благоприятные возможности. Как правило, сикхи у нас занимаются мелким и средним бизнесом. В целом же по России сикхов довольно мало. По словам нынешнего главы сикхской общины и генерального секретаря Сикхского культурного центра Уджагар Сингха, больше всего их в Москве - около двух тысяч. В 1997 г. в Москве была зарегистрирована московская организация "Гурдвара комити". Ее возглавил Трилочан Сингх Валиа, которого вполне можно назвать старожилом. Он прожил в Москве более 30 лет и многие годы работал переводчиком и диктором в отделе иностранного вещания Гостелерадио СССР.
Большинство сикхов - семейные люди. У них традиционно сильна общинность, причем сближают их не только этнические корни, но и религиозные взгляды. Раз в неделю сикхи собираются вместе на молебны. Храма у них нет. Они уже пять лет арендуют помещение благотворительной столовой у станции метро "Теплый Стан".
Во время своих религиозных собраний сикхи выражают почтение книге Ади Грантх, поют из нее стихи под аккомпанемент музыкальных инструментов, причем в большие праздники такое пение длится порой по двое суток без перерыва (книга содержит более 6 тыс. стихов: гимны первых пяти сикхских гуру и божественная поэзия вишнуитских святых и мусульманских суфиев, таких, как Джаядев, Сурдас, Кабир, Фарид и др.). Затем следует лангар - совместная трапеза. Лангар служит напоминанием о равенстве сикхов независимо от положения в обществе и национальности. Всех их объединяет сопереживание мистического опыта, равенства и духовного единства человечества.
Сикхи внешне выглядят очень колоритно. На голове они носят неизменный тюрбан, прикрывающий кеш, т.е. волосы (сикх не должен стричь волосы на любой части тела - это символизирует отреченность). Тюрбан может быть самых разных цветов (дело вкуса), но есть и цвета, имеющие религиозный смысл, - желтый и синий. Сикх также носит одежду особого покроя качха (символизирующую целомудрие), гребень кангха в волосах (чистоплотность), стальной браслет кара на правой руке (чистота помыслов), считается, что рука с таким браслетом не совершит злого поступка. И, наконец, сикху полагается иметь при себе короткий меч кирпан как знак достоинства, силы и непреклонности духа. Правда, во избежание конфликтов с властями западных стран сикхи теперь носят при себе сувенирный ножик. Впрочем, на больших праздниках особо уважаемым сикхам за заслуги перед общиной и по сей день вручают настоящую саблю с серебряным эфесом и ножнами.
Названия всех этих отличительных признаков сикха начинаются на букву "к", и поэтому все вместе их так и называют "правилом пяти К". Вступая в братство, сикх также обязуется не курить, не употреблять спиртное и наркотики, не изменять жене и не есть мяса животных, убитых обескровливанием, как это делают мусульмане и иудеи (животное должно быть убито с одного удара). Они не должны вступать в брак с курящими, с потомками или последователями тех, кто восстал против идей гуру Нанака. С момента вступления в братство к имени мужчины-сикха добавляется "Сингх", что значит "лев".
Стоит сразу оговориться, что "правилу пяти К" следуют лишь кешдхари (носящие волосы). Так называют членов Хальсы ("Орден чистых"), который был основан десятым сикхским гуру Гобиндом Сингхом (1666-1708). Под "чистым" Гобинд Сингх подразумевал сикха, который "никогда не отвлекается от мыслей о Едином Боге, не сводит своей веры к посту и поклонению гробницам, не тратит сил на паломничество, милостыню, благотворительность, покаяние или аскезы".
Внешне монолитный, сикхизм не избежал расколов. Сахадждхари отвергают установления Гобинда Сингха, отменившего институт гуру и повелевшего поклоняться только священной книге Ади Грантх как "последнему гуру".
Между прочим, даже "львы" (например, семейные люди) далеко не всегда строго следуют внешним правилам. Главное - это то, что религиозная жизнь сикха опирается на внутренний духовный подвиг и на тщательное исполнение своих мирских обязанностей.
Летопись сикхизма немыслима без десяти сикхских гуру. Только через учение гуру постигается Единый Бог.
Первым гуру сикхов был Нанак. Основатель сикхизма родился в пенджабской деревне Раи Бхоки Талванди. Его отец был сборщиком налогов. Когда Нанаку исполнилось семь лет, его отдали в сельскую школу. Там будущий гуру сразу удивил учителя своими сверхчеловеческими способностями, и тот привел чудесного ребенка обратно домой, заявив, что ему нечему того учить.
Как гласит легенда, однажды Нанак, купаясь, нырнул и вынырнул только через три дня. В тот момент Нанаку открылся Всемогущий, поручивший ему поведать миру Его имя. Всемогущий подал Нанаку кубок, наполненный Именем Бога, и тот выпил этот нектар до дна. Возвратившись, Нанак молчал целый день, а потом изрек: "Нет ни индуса, ни мусульманина".
Нанак обучался в индусских и исламских школах и приобрел глубокие познания в Ведах и Коране. Лишь после этого он отважился на основание нового религиозного движения. Он много странствовал по всей Индии, отвергая кастовость и совершая бесчисленные чудеса. Нанак отверг даже Веды и поклонение божествам в храме, считая это "предрассудком". Среди учеников Нанака были и индусы, и мусульмане. Своих учеников Нанак просил лишь признать главенство Единого Бога и равенство всех людей независимо от социальных условностей.
Следующего гуру звали Ангадом (1504-1552). Он был вначале шиваитом и каждый год совершал паломничество в Гималаи. Если жизнь Нанака и Ангада отличалась аскетизмом и простотой, то третий гуру Амар Дас (1479-1574) стал обращать внимание сикхов и на мирское благополучие (Амар Дас был прежде ревностным индусом).
Четвертый гуру Рам Дас (1534-1581) ввел наследование власти гуру, хотя до него гуру сам назначал своего преемника. Его стараниями община уже была поделена на территориальные единицы - манджи.
Растущая община сикхов, их свободолюбивый дух с самого начала не могли не вызывать беспокойства правящих монархов династии Великих Моголов.
Если при императоре Акбаре, славившемся своей веротерпимостью, диалог складывался благоприятно, то при падишахе Джахангире отношения между сикхами и мусульманами резко ухудшились. Например, пятого гуру Арджуна обвинили в том, что он помогал мятежному принцу Хусро. В 1606 г. Арджун был схвачен и замучен до смерти. Его гибель отозвалась в народе Пенджаба волной возмущения. Сикхи всерьез задумались над созданием собственной военной организации. Это сделал сын Арджуна Хар Гобинд (1595-1644), о котором еще до его рождения было предсказано, что он станет "великим воителем и высочайшим гуру".
Падишахом Аурангзебом был злодейски убит и предпоследний гуру Тегх Бахадур (1621-1675) за отказ принять ислам. Считается, что своей мученической смертью Тегх Бахадур утвердил право немусульман веровать по-своему.
Гуру Гобинд Сингх наделил Бога новым эпитетом - сокрушитель тиранов. Провозгласив 30 марта 1699 г. Хальсу, или "Орден чистых", он создал братство равных, способных постоять за себя и веру.
Единственное, что может омрачить историю сикхизма, так это "сикхский экстремизм", о котором много говорилось и писалось в прежние годы. Речь идет о конфликте вокруг идеи создания "независимого сикхского государства Халистан" на территории Пенджаба. Еще в 1966 г. под давлением сепаратистов Пенджаб был разделен на два самостоятельных штата - Пенджаб и Хариана. Но радикалам этого показалось мало, волнения нагнетались, и в 1984 г. Индира Ганди отдала приказ о штурме индийскими войсками Золотого храма в городе Амритсаре, в котором боевики свили себе удобное гнездо. Спустя несколько месяцев Индира Ганди была убита экстремистом-сикхом якобы в отместку за Золотой храм, сильно пострадавший в ходе военной операции. В очередной раз религия оказалась игрушкой в руках политиков.