Нина Шевченко, как и Елизавета Романова, несет людям милосердие, добро и любовь.
Фото автора
В Ростове-на-Дону действуют десятки филантропических организаций, оказывающих помощь детям, инвалидам, старикам, да и просто людям, которые не нашли себя в сегодняшнем обществе. Одной из первых городских благотворительных организаций, появившихся в начале 90-х годов, стал негосударственный Благотворительный фонд им. великой княгини Елизаветы Романовой, которым руководит Нина Сергеевна Шевченко.
Более десяти лет назад приговоренная врачами Нина Шевченко услышала по радио рассказ о великой княгине Елизавете Романовой. Ее родиной было маленькое герцогство Гессен-Дармштадт в Германии. Здесь Елизавета Федоровна родилась в 1864 году в семье великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери знаменитой английской королевы Виктории. Но именно русскую землю она полюбила настолько, что приняла православие, сменила имя, а позже – судьбу. Мужем Елизаветы Федоровны стал родной брат императора Александра III, великий князь Сергей Александрович Романов, погибший от рук террориста в феврале 1905 года. С его смертью и закончилась светская жизнь первой дамы Москвы. Приюты, больницы, госпитали, столовые для неимущих, дома призрения, шефство над Черниговским полком, строительство на собственные средства Марфо-Мариинской обители┘ Этого требовала душа Елизаветы Федоровны, это давало некоторое облегчение в ее горе. Великая княгиня погибла в 1918 году, ее вместе с другими членами царской семьи сбросили в шахту недалеко от Алапаевска.
– Судьба княгини Романовой, – рассказывает Нина Шевченко, – потрясла меня до глубины души. Она несла в мир милосердие, добро и любовь. И обидно, что ее имя несправедливо было забыто. Будучи тяжело больной, я поклялась, если мне удастся выздороветь, создать благотворительный фонд, который возьмет имя и продолжит дело великой княгини. И, как ни удивительно для всех, в том числе и врачей, я пошла на поправку┘
Список детских организаций, с которыми работает фонд, довольно большой: детдомы, приюты, кадетские корпуса, школы, 46-я бригада Внутренних войск МВД России, дислоцированная в Чечне. Фонд старается работать целенаправленно, оказывая избирательную помощь остро нуждающемся. Так, в прошлом году на собранные пожертвования фонд организовал детские праздники и праздничные обеды для 550 детей малообеспеченных семей, детских домов и беспризорников. Купили более 400 новогодних подарков для беспризорных и детей из малообеспеченных семей. Оплатили десятки путевок в санатории для малообеспеченных и проезд в оздоровительные лагеря для детей-инвалидов. Собрали около 300 детских вещей, более 200 пар обуви, сотни книг и игрушек. А в Чечню для детей и военнослужащих был отправлен 10-тонный груз гуманитарной помощи. В благотворительности участвуют не только ряд ростовских предприятий и юридических лиц, но и простые горожане.
– Хочу заметить, что мы никогда и ни у кого ничего не просим, подчеркивает Нина Сергеевна. – Благотворительность – это позыв души. У человека должно возникнуть бескорыстное и добровольное желание поделиться с ближним, появиться потребность быть милосердным. Человек, который помогает нуждающимся с гордым видом, воображая, что совершает великую милость, глубоко заблуждается. Милость в этом случае оказывается ему. Понимание этого и придает акту благотворительности особый смысл, особую значимость.
Есть у фонда ряд детских заведений, с которыми он работает на протяжении многих лет. А многие сами обращаются за помощью, причем со всей области.
– Оказываются среди таких и «халявщики»,– говорит Нина Сергеевна, – люди, приспособившиеся жить за чужой счет. Поэтому, прежде чем помочь человеку, нам нужно убедиться, что он действительно нуждается в нашем содействии. Иногда для этого нужны документы. А иной раз в них нет необходимости – все и так становится ясно по внешнему виду человека.
А лет пять назад мы тесно столкнулись с проблемой беспризорности. Тогда мы попытались собрать маленьких бродяг с улиц, парков и вокзалов у себя в центре на благотворительный обед, – вспоминает директор фонда. – Мы наивно полагали, что это хоть немного даст детям душевного тепла. Но у них собственный мир, в который они никого не хотят пускать, и озлобленное отношение к окружающей действительности. Смешно сказать, но однажды, сама того не подозревая, я едва не сколотила банду преступников. Дети познакомились на наших благотворительных обедах и под воздействием старших начали промышлять воровством.
По мнению Нины Сергеевны, беспризорность – явление не только социальное, но и криминальное. Большинство беспризорников – это сироты при живых мамах и папах. В семье безработных пьющих родителей ребенок оказывается самым бесправным и незащищенным членом общества. Если государство не позаботится об опеке маленького гражданина, «заботу» проявит криминальный мир, и тогда жизненный путь подопечного крайне однообразен: панель, воровство, наркотики, алкоголь. В условиях, когда беспризорность приобретает все более катастрофические размеры, истинного масштаба проблемы не представляют даже ответственные за это люди. К примеру, в Ростове работает всего четыре детских дома, рассчитанные на 200 мест. Это капля в море.
Нина Шевченко уверена, что назрела необходимость принятия областного закона о благотворительных организациях и благотворительной деятельности. Нужен и попечительский совет, в который войдут уважаемые жители Дона который будет контролировать распределение благотворительной помощи.
– Только тогда можно будет говорить о консолидации возможностей и решении конкретных задач в помощи нуждающимся, – говорит Нина Сергеевна. – Хотя, наверное, и не это главное. Нужно переломить сознание людей, чтобы они понимали: благотворительность – дар не только принимающему, но и дающему.
Ростов-на-Дону