Дымовые эффекты на сцене могут быть небезобидны для здоровья артистов.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)
Певцы сан-францисской оперы, поддержанные американской гильдией артистов-музыкантов, подали в суд. Они требуют запрета применения театрального тумана во время представлений, поскольку этот туман - смесь алкоголя и минерального масла - негативно влияет на их дыхательные пути и голосовые связки.
Сказать, что без театрального тумана опера как жанр погибнет, было бы непозволительным преувеличением. Но "напускать туману" иногда необходимо для усиления эмоционального воздействия или для большей реалистичности действия, как, например, в "Лючии ди Ламмермур", написанной по роману Вальтера Скотта, где драма развертывается в туманных торфяниках Шотландии. Туман просто обязателен в "Макбете" или в таких "маринистских" операх, как "Летучий голландец" и "Билли Бадд". Наконец, можно ли представить себе цикл "нибелунгских" опер Вагнера без тумана?!
В случае с Сан-Франциско проблема театрального тумана усугубляется туманом естественным. Сан-Франциско мало чем уступает в этом отношении Лондону, туманы которого уже давно стали каноническими.
Еще задолго до того, как оперные певцы Сан-Франциско подали в суд на театральные туманы, отнюдь не поющие жители этого города потребовали у его властей запрета душиться в общественных местах, ибо парфюмерия отрицательно сказывается на здоровье тех, кто страдает чувствительностью к определенным химическим веществам. Адвокат истцов утверждал, что "для некоторых духи и иная парфюмерия такое же препятствие, как лестницы для людей, прикованных к ортопедическим креслам".
Этот иск вызвал юмористический всплеск в печати, которая окрестила его "тиранией "фу". Появись блоковская Незнакомка на улицах Сан-Франциско, ее провожали бы не восхищенными взглядами, а возмущенными возгласами "фу!". Ведь она дышала духами и туманами!
В конце концов духи запрещены не были, но жителям города предписали не душиться духами, не пудриться и не красить губы в общественных местах. Несколько позже городские власти издали так называемый "план выдержки", один раздел которого предлагал жителям "сократить свое личное отрицательное влияние на экологическую среду помещений путем ограничения применения парфюмерных и косметических средств".
Таким образом, Сан-Франциско был "морально готов" для судебного иска певцов против театрального тумана. Впрочем, пальма первенства в этой области принадлежит не ему, а городу Колумбус в штате Огайо. В 1993 году один из певцов тамошней оперы подал в суд по поводу театрального тумана, повредившего его певческие качества, выиграл дело и получил солидную денежную компенсацию. Несколько лет назад проблема театрального тумана возникла и в главном оперном театре Соединенных Штатов - нью-йоркском "Метрополитен-опера". Менеджменту театра удалось отстоять туман, но в порядке компромисса алкогольно-минеральные масла были заменены сухим льдом, хотя и он не очень-то благоволит певческому горлу.
Певцы недовольны не только туманами. Многие отрицательно реагируют на цветы (хотя любят получать их от поклонников и поклонниц), на ладан, например, в "Тоске" (иное дело - "Ваши пальцы пахнут ладаном" Вертинского), наконец, на все те же духи. Бывают и более специфические разновидности аллергии. Одну из них описывает в "Уолл-стрит джорнэл" музыкальный критик Джей Нордлингер. Однажды на оперной сцене Детройта выступала знаменитая дива Джесси Норман. Было жаркое лето, и в театре работали кондиционеры. Дива потребовала, чтобы их выключили. Слово дивы - закон. Кондиционеры пришлось отключить. Миллионы слушали певицу, обливаясь потом. Наслаждение искусством, как и само искусство, требует жертв.
В какой-то степени все вышеизложенное является частью нынешнего помешательства на сохранении окружающей среды, отрыжкой экологической политкорректности. В прошлом дивы обоего пола, будучи еще более капризными, чем современные, понимали и воспринимали окружающую среду исключительно как поклонников, поклонниц, как любовников и любовниц, как зрителей и меценатов.
Великая Мария Каллас не только душилась, красилась и пудрилась, но и курила, хотя по сравнению с никотином театральный туман безобиден, как облако в штанах. Курил - и докурился - легендарный Энрико Карузо. А знаменитый немецкий баритон Дитрих Фишер-Дискау вообще дымил, как фабричная труба. В связи с этим даже шутили, что-де он от природы тенор и, чтобы понизить свои голосовые регистры до баритональных, прибегает к курению.
Но вернемся в Сан-Франциско. Иск певцов, ополчившихся на театральный туман, вызвал в оперной труппе, говоря языком коммунистического истпарта, разброд и шатание. Премьеры - против льда, хористы - за. Здесь дело не в том, что у хористов глотки более луженые. Просто они опасаются, что из-за закидонов див лишатся работы. Представитель оперного пролетариата - посланец международного альянса театральных служащих доказывал на суде, что "сухой закон" на театральный туман приведет к падению занятости не только в опере, но и в драме и кино. А это, в свою очередь, отразится на экономике Сан-Франциско, испытывающего финансовые трудности. Суд внял голосу сирен оперного пролетариата. Вето на театральный туман наложено не было.
В порядке компромисса оперный менеджмент принял решение, по которому солисты, не выносящие театральный туман, имеют право не петь в спектаклях с оным, и их гонорар будет оставаться неприкосновенным. Во всяком случае, так обещал им директор оперы Питер Мэркл. Сдержит ли он свое слово? Кто знает...
Сан-Франциско