Перед демонстрацией на Красной площади, тоже символизируя мощь государства, происходил военный парад. А за ним, символизируя здоровье и молодость нации, - еще и физкультурный. И так было вплоть до Горбачева, когда былая символика стала мутнеть, терять отчетливость, пока при следующем режиме не растаяла, как дым от сигареты, как воспоминания о первом поцелуе, как молодость мира┘
А вы думаете, по ту сторону океана не думают о символике, не знают о воспитательном ее значении для народных масс? Как бы не так. Сам лично наблюдал в Нью-Йорке на День благодарения демонстрацию молодежи разных штатов - от Луизианы до Северной Дакоты, все юные девушки, почти раздетые, с предъявлением своих спортивных прелестей. Тоже маршируют, что наши физкультурницы в те еще, советские, годы, едут на платформах, салют, иллюминация, порхают в воздухе какие-то диснеевские надувные персонажи, летают шарики, и все - перед универмагом "Мейси", ихним как бы ГУМом... Да что говорить, сильные правители всегда знали цену символам: Гитлер велел первым делом в Москве разбомбить два объекта - не Генштаб и даже не Генеральную прокуратуру, но Театр Советской армии и старое здание метро "Арбатская". Потому что в плане оба строения - пятиконечные звезды.
А что мы видим теперь? С какими символами мы остались? Что за хоругви у нас в руках? Где святыни? Под какими знаменами маршируем?
Беда: слепота и помрачение. Иногда, конечно, Православная Церковь что-нибудь давнее и ветхое подбросит со своего плеча. А то г-н президент распорядится красные звезды не трогать и отдать военным, чтоб изображали на знамени, - пусть, мол, пофорсят. Папа Михалков знай старые гимны переписывает, но ведь даже делегаты партийной конференции нынешней правящей партии наверняка слов не знают, не говоря уж о кремлевских чиновниках.
В храме Христа Спасителя - торговцы и банкеты, "Интернационал" не слыхать, национальную идею искали днем с огнем - не нашли, парады не проводят, демонстрации трудящихся отменили, над покойником руководители принародно больше не топчутся, да и Политбюро отсутствует. Но покойник упрямо лежит себе, зарплату ему на поддержание в смотрибельном состоянии бюджет исправно выплачивает, а смотреть-то кому: пионеров отменили, провинциалам приезжать дорого стало, руководители - те и вовсе по нему не ходят. Все как-то ни туда ни сюда, не церковь и не кабак┘ Как же славно на этом унылом фоне смотрятся некоторые инициативы народных наших чиновников!
Разворачиваю на днях газету - вот оно, дождались, лед тронулся. Правительство Москвы внесло в Мосгордуму законопроект о государственной символике в столице. Основная идея такова: в дни государственных праздников всякий домовладелец в Москве должен в обязательном порядке вывешивать на своем строении триколор. А коли забудет, зазевается, не найдет нужного полотнища - а ведь тоже их еще надо пошить на такой большой город, вот тебе новые рабочие места - или, что еще хуже, вывесит что-нибудь не то, сажать пока не будут, а будут штрафовать.
Здесь, конечно, Патриархия несколько отстала от правительства столицы. По церковным праздникам вменила бы населению кресты, что ли, выставлять или хоть кадить в жилищах. Или хоть собираться в красных уголках при ДЭЗах псалмы петь - поподъездно. Но - это к слову, до этого еще руки не дошли.
Но эти-то, из правительства, какие молодцы! Сколько идей, какая сила мысли: это в советские времена красными флагами украшало нас по праздникам государство от себя, от широты своей душевной; не то нынче - теперь за свой счет и принудительно, под угрозой наказания. И каков простор впереди для продолжения и развития этой инициативы! Можно ведь постановить красную звезду прибить на каждом подъезде - это ж какой доход городу от тех, кто прибил, скажем, криво.
Но есть в этом постановлении и другой пункт, прямо восхитительный. А именно - мало флаги вешать, надо с трепетом относиться и к прочей символике: к самому имени города, к его архитектурно-мемориальным ансамблям, но пуще всего - к гербу. То есть к Георгию Победоносцу, змееборцу и святому.
Хорошо! Но вот какое дело: Георгий Победоносец, вообще-то говоря, не русский. И змей у него иностранный. А ну как - соберите-ка совещание, пленум, съезд, проведите референдум - отбросил бы Георгий в сторону копье, слез бы с коня, пнул бы своего змея напоследок, да и подхватил бы трехцветное наше знамя. И зашагал бы победно по всем округам и префектурам, неся московскую идею, от которой, видит бог, уже совсем недалеко и до национальной.