Путешествия и приключения двенадцати стульев из романа Ильфа и Петрова, несомненно, увлекательны, но даже они блекнут по сравнению с историей одного кресла, принадлежавшего императору Наполеону I. Послушайте ее и убедитесь сами.
Наполеон был щедр и дарил своим младшим братьям целые королевства, а старшему, Жозефу, даже два - Неаполь и Испанию. После поражения Наполеона при Ватерлоо императора сослали на Эльбу, а Жозеф бежал в Америку и в 1815 г. поселился в Бордентауне, штат Нью-Джерси. Он приобрел там большое поместье Пойнт-Бриз на берегу реки Делавэр, зажил в нем на широкую ногу, украсив свой дворец дорогой мебелью, живописью и скульптурами.
Были шедевры искусства и среди мебели, в частности кресло Наполеона, известное как fauteuil. Происхождение его таково. В 1799 г. Наполеон в качестве "приватного гнездышка" для себя и Жозефины купил замок Мальмезон - шато XIV века в Сен-Клу, к западу от Парижа. Жозефина подрядила для обустройства замка двух великих декораторов - Шарля Персье и Пьера-Франсуа Леонарда Фонтена, создателей стиля ампир. Она понимала толк в искусстве и охотно покровительствовала ему со всем своим темпераментом креолки, родившейся на Мартинике, и вкусом утонченной парижанки. По словам директора мальмезонского музея Бернара Шевалье, эта женщина "наложила печать своего духа на всю свою эпоху".
Вот почему кресло Наполеона, о котором пойдет ниже речь, хотя и было сделано по дизайну великих Персье и Фонтена, является одновременно и творением Жозефины. Она встретилась с королями ампира в присутствии Наполеона и, как говорится, объяснила им, что к чему. Наполеон пришел в восторг. Персье и Фонтен точно угадали желания августейших супругов. Они сделали десять кресел для зала совещаний в Мальмезоне, где Наполеон держал совет со своими министрами и маршалами под сводами, имитировавшими походную палатку. Сами кресла сработал Жакоб Фреди, в прошлом мебельщик казненных Людовика и Марии-Антуанетты. В книге Персье и Фонтена "Собрание дизайнов интерьера" (1802 г.) можно найти чертежи зала совещаний, которые произвели на Наполеона такое впечатление, что он поручил авторам строительство других своих дворцов и вилл, чем они и были заняты все последующие десятилетия. Так родился стиль ампир.
На сегодняшний день из десяти кресел сохранилось лишь одно, на котором восседал сам император и которое его брат вывез в Америку. Это массивное кресло, больше смахивающее на трон. Форма его простая, но оно щедро украшено античными символами - лавровыми венками, символизирующими победу; пальмовыми ветками, символизирующими славу; другими лиственными арабесками и розетками, символизирующими процветание и плодородие. Бронзовые львиные подкладки имитируют стиль Древнего Рима. Все кресло выполнено в черно-золотой гамме. Куратор Нью-Йоркского исторического общества Роберт Олсон сказал: "Наполеон знал, как использовать искусство в целях пропаганды, для улучшения своего имиджа и распространения своих идей. Он действовал во многом интуитивно, но руководствовался пониманием того, как искусство воздействует на людей. Он видел это в Египте и Риме и пытался укреплять свою власть, сравнивая себя с императорами Древнего Рима. Он даже стриг свои волосы под них".
Каким-то чудом кресло Наполеона дошло до наших дней в первозданном виде, таким, как оно выглядело в 1800 г. Его за эти два столетия ни разу не реставрировали! Перед своим возвращением во Францию (1839 г.) Жозеф подарил кресло своего великого брата Феликсу Лакосту, французскому генеральному консулу в Нью-Йорке. По-видимому, это был жест благодарности за терпение консула, жена которого в течение нескольких лет была любовницей Жозефа. После смерти рогоносца Лакоста кресло Наполеона купил вице-консул Франции в Нью-Йорке Луи Борг. В 1867 г. Борг подарил кресло Нью-Йоркскому историческому обществу.
И вот недавно кресло Наполеона было впервые выставлено для всеобщего обозрения на вернисаже, который называется так: "Сиденье Империи: кресло Наполеона - от Мальмезона до Манхэттена". Кресло - центральный экспонат выставки, вокруг которого расположились мебель, картины, гравюры, фарфор и документы из Мальмезонского замка. Кресло, конечно, слегка потрепано, но черная краска, долженствовавшая изображать окисленную античную бронзу, по-прежнему выполняет свое назначение, равно как и покрытые золотом декорации, шерстяная обивка густого красного цвета и даже дырка для стряхивания табака. Сохранились, хотя и потускнев, серебряные нити шитья и черные вельветовые ленты - нашивки. "Кресло производило впечатление парадного костюма офицера, и, видимо, поэтому Наполеону было комфортно сидеть в нем. Выглядел император в своем кресле великолепно", - говорит куратор Олсон.
Кресло Наполеона, конечно, не продается. Но кое-что из Мальмезонского замка можно приобрести. Не у музея, разумеется, а на аукционе Кристис, открывшемся почти одновременно в Нью-Йорке под девизом "Мальмезон Роже Приге". Кто такой Роже Приге? Это бывший модный фотограф, ставший сначала собирателем, а затем дилером античной мебели. Свою галерею он назвал "Мальмезон антик" в знак влюбленности в Жозефину. "Я всегда жил под ее звездой, - говорит Роже. - Когда я был еще маленьким мальчиком, наша семья жила на Мартинике рядом с домом Жозефины. Мои первые пять лет в качестве дилера я провел, специализируясь на мебели стиля ампир, еще до того, как она вошла в моду". Позже он стал торговать французской мебелью XIX и стильной XX века. "Будучи фотографом по профессии, я не зацикливаюсь на чем-то одном. Взгляд у меня широкий. К тому же я удачлив. Мне не нужно продавать вещи лишь для того, чтобы платить ренту. Я покупаю только то, что мне нравится. Отсюда некий эклектизм - немного герцогиня Виндзорская, немного Уорхол, немного блошиный рынок", - говорит влюбленный в Жозефину антиквар.
Роже Приге уже перевалило за восемьдесят. Некоторые считают, что четыреста лотов, которые он выставил на продажу через Кристис, - начало его "предсмертной распродажи". Но сам Роже отнюдь не собирается ни умирать, ни идти с молотка. "У меня остаются еще целые тонны этого добра. Для меня это уже не работа, а хобби", - говорит старик. Жемчужина среди этих "целых тонн" - бюст Наполеона работы Кановы из коллекции Жозефа Бонапарта, который он одолжил Нью-Йоркскому историческому музею для выставки. Роже не продает его. Он завещал бюст музею "Метрополитен" в Нью-Йорке. Но вот его коллега Джордж Зубкофф (по-нашему "просто" Георгий Зубков), дилер из Вестпорта, штат Коннектикут, продает четыре великолепных кресла красного дерева стиля ампир работы Жана-Баттиста-Бернара Деми, датируемые 1808 г. Их выставили в помещении Манежа на 26-й стрит и Лексингтон-авеню в Нью-Йорке на "Ярмарке знатоков антика".
Вот только император всех французов Наполеон никогда не сидел на них.
Нью-Йорк-Миннеаполис