Vip-гости, прибывающие в Россию на различные культурные мероприятия, стремятся, вероятно, подражать руководителям собственных государств и приезжают сначала в Санкт-Петербург, а потом уж отправляются в Москву. Петербург перехватывает первенство в соревновании на звание культурной столицы. Гости Московского международного кинофестиваля становились сначала гостями питерского "Фестиваля фестивалей". Самолеты с Холли Хантер, Харви Кейтелем, Бобом Рейфелсоном благополучно приземлялись в Пулково один за другим, встречаемые поклонниками и лимузинами.
Петербург не увидел в этом году только Йоса Стеллинга, жаркого поклонника этого города. Господин Стеллинг - гость и участник каждого "Фестиваля фестивалей". И каждый раз привозит свои новые работы. В этом году знаменитый голландский режиссер был членом жюри Московского кинофестиваля. Однако точно известно, что на следующий год именно в Петербурге пройдет премьера его новой голландско-российско-украинской картины, которую он сейчас снимает.
Забавное приключение произошло с режиссером Бобом Рейфелсоном. Сойдя с трапа и комфортно расположившись в роскошной машине, он намеревался прокатиться с ветерком по "городу своей мечты" - так он назвал Петербург - и полюбоваться необыкновенными его видами, о которых ему много рассказывали. Однако... окна в машине оказались заклеены плакатами с рекламой пива, и маэстро так ничего и не удалось увидеть. Эту замечательную историю г-н Рейфелсон рассказал со сцены на открытии "Фестиваля фестивалей", сорвав бурные аплодисменты. Сердобольные спонсоры, пожелавшие, чтобы гость все-таки не был разочарован, тут же подарили режиссеру классическое русское утешение - роскошную бутылку "Русского стандарта". Виновник не растерялся, сразу открыл ее и выпил из горлышка за красоту Петербурга, чем, естественно, привел в восторг всех зрителей, больших ценителей нашего национального продукта.
На закрытии "Фестиваля фестивалей" также подавали водку - но только победителям, в число которых попал режиссер Александр Рогожкин, получивший Гран-при за картину "Кукушка", а также актер Николай Трофимов, отмеченный администрацией города за творческий вклад в кинематограф. В число поощренных попал и писатель Владимир Сорокин. Он представлял картину Ивана Дыховичного "Копейка", сценарий которой и написал. Одним из самых необычных сюжетов закрытия фестиваля можно считать розыгрыш спонсорских призов перед началом церемонии. Разыгрывались выпивка, закуска, туристические поездки и самокаты. Так что обладатели счастливых билетов разъезжались из кинотеатра на самокатах. Кстати, такую картину можно было наблюдать ежедневно, потому что самокаты разыгрывались перед каждым сеансом фестивального кино.
А Боб Рейфелсон, если бы он был местным жителем, не так бы расстраивался, потому что восхититься Петербургом сейчас вряд ли способен и старожил. Город готовится к 300-летнему юбилею, до которого осталось чуть меньше года. Реконструкция идет полным ходом. И если бы не заклеенные пивной рекламой окна автомобиля, на котором г-н Рейфельсон следовал по городу, он увидел бы те же рекламные щиты, развешанные на домах Невского и тщательно скрывающие следы реконструкции на протяжении всего проспекта. В связи с ремонтом перекрыто движение на многих улицах, закрыт даже Михайловский садик. Судя по всему, в рабочем состоянии находятся только государственные резиденции, в которых наш президент без устали принимает своих иностранных коллег. Поклонники Петербурга, однако, не отчаиваются и выбирают по-прежнему доступные водные пути - так стало легче добираться в нужное место. Корабликам и катерам на воде не протолкнуться. Впору уже на каналах ставить светофоры. Заметим, что движение транспорта по водным артериям происходит со строгим соблюдением правил дорожного движения - на перекрестках суда аккуратно пропускают тех, кто идет справа.
Почитателей петербургских белых ночей ожидало и еще множество киноразвлечений, которые они могли получить, оказавшись в районе Тучкова моста, Таврической, Петропавловки. Именно здесь Эльдар Рязанов снимает свою новую картину "Ключи от спальни". В фильме снялись замечательные актеры - Сергей Маковецкий, Николай Фоменко, Владимир Симонов, Евгения Крюкова, которых даже в гриме узнавали на улицах города. Идешь, бывало, по улице, а тут Маковецкий, он же эстетский поэт начала прошлого века по фамилии Иваницкий. Читает собственные сочинения, известные нам ранее как произведения Бальмонта, Блока, Северянина, и покоряет чужие спальни. Мы застали Сергея Васильевича за чудесным занятием - он тренировался ходить и бегать с крупными гранитными камешками в ботинке, которые должны были выпадать во время очередного трюка. В картине вообще много трюков, поэтому сам Эльдар Александрович даже предположил, что фильм можно назвать трюковым, но Маковецкий считает его комедией положений. В разные положения попадают в картине все ее участники - отставной артиллерийский майор (Владимир Симонов), фабрикант (Николай Фоменко), профессор-орнитолог (Сергей Безруков). Каждый, однако, спасается по-разному, а шумный Иваницкий-Маковецкий - наркотиками, выпивкой и игрой.
Но если уж об игре и кинематографе, то Петербург своим жителям показал его высокий уровень. В кинотеатрах прошли "Бал монстров", "Поговори с ней", "Ничья земля", "Эллинг", "Три ступеньки", "Дневник Вацлава Нижинского", состоялась петербургская премьера российской картины "Копейка". Словом, программа "Фестиваля фестивалей" смело соперничала с программой Московского.
Санкт-Петербург-Москва