0
952
Газета Стиль жизни Интернет-версия

24.10.2001 00:00:00

Могиканин из Литвы

Тэги: литва, киноискуство, пуйпа


-У ВАС не было ощущения, когда случилась эта страшная трагедия в Америке, что вы смотрите какое-то мистическое кино?

- Я так и воспринимал и думал, как здорово придумано и как компьютерами работают. И только позже доходит, что это правда жизни. Американцы столько десятков лет "планировали" в кино это нападение на Америку, и вот оно произошло. Кино вызвало реальность. Знаете, у некоторых творческих людей есть поверье, что сказанное сбудется - что-то нельзя говорить, писать, снимать. Я очень верю в такие дела, и в кино тоже кое-чего не могу себе позволить сделать. И если надо положить героя в гроб, я долго спрашиваю актера, не будет ли у него каких-то проблем из-за этой роли.

- Как вам кажется, чем закончится это кино?

- Это на сто лет Америкой не забудется, как Японией Хиросима и атомный гриб. Может быть, и сами американцы за годы мирной жизни у себя на континенте несколько оторвались от реалий. И они ничего не знали о том, как выглядит разбитый Дрезден или разбитый Сталинград - развалины и груда мертвых тел. Они только сейчас это увидели. И это уже совсем другая Америка.

- А имеют ли они право мстить, ведь наказание и месть - разные вещи?

- Я думаю, что тут никто о праве не спрашивает. Японцы тоже имели право мстить за Хиросиму, но они этого не сделали.

- Давайте поговорим о Литве. Что происходит сегодня с литовским кинематографом?

- Это самый грустный вопрос, который можно поставить, и обычно надо говорить о том, что ничего нет, все провалилось. Ну, примерно так оно и есть. За год у нас производится одна игровая картина и десять документальных. Сравним с масштабами того, что снимали раньше, - около семи игровых и двадцать документальных. Поколение, которое известно российскому зрителю, в основном уже не работает. Несколько последних могикан, среди которых и я, что-то делают с интервалом в два-три года, от картины к картине.

Есть один молодой режиссер Бартас, картины которого заинтересовали западных инвесторов и независимых продюсеров. Но его фильмы, как я понимаю, в основном для клубного показа, и даже в Литве он мало кому известен, то есть имя его знают, а вот картины большинство видели вряд ли. На телевидение его ленты не берут, потому что считают, что зрителям они неинтересны.

- Это авторское эстетское кино?

- Да, и он сам весьма любопытная личность - непросто в нынешние времена суметь заинтересовать какой-то яркой и даже необычной формой своего творчества. Ну, если сказать, чтобы было понятно, какое это кино, то, наверное, он немножко напоминает Сокурова.

- Литовское кино сегодня снимается преимущественно на спонсорские или государственные деньги?

- Государственные деньги от Министерства культуры. Спонсорских у нас практически не существует, потому что по сравнению с Россией не так развита промышленность и людей, имеющих деньги, нет в таком количестве и на кино они не тратят.

- Существует ли специфическая литовская киностилистика?

- Литовская школа, вы имеете в виду? Сейчас интересное происходит с молодыми режиссерами. В принципе их довольно много - несколько десятков человек. И если на деньги государства сегодня можно сделать только одну картину в год, то представляете, какое количество людей только через 20-30 лет смогут дождаться своего дебюта! У нашей киномолодежи есть и еще одна специфика - лет 10 назад они начали учиться в Грузии, там был набран курс. Потом, когда Союз распался и все закончилось, они поехали учиться в Нью-Йорк к Йонасу Мекасу. Мекас - такой авангардный режиссер и представитель независимого кино в Америке. Но его стиль, им лично придуманный и развитый, неподражаем. Смыслом же так называемого нового литовского кино стало отсутствие всякой драматургии: ничего не надо, просто брать камеру и следить. Словом, они все начали работать под Йонаса Мекаса, но не стали вторыми Йонасами Мекасами.

- А от грузинской традиции что-то взяла ваша молодежь?

- По-моему, не успели ничего взять - вино только пили, и некоторые испортили себе желудок. Они находились в Грузии не очень долго, наверное, год или полтора. Грузины же очень специфичны - их новеллы, притчи, и так никто больше не работает. Словом, грузины, похоже, на них тоже не отразились. И вот в Литве появились люди, которые элементарно (это мой взгляд, и он может быть не совсем справедливым, потому что я принадлежу к другому поколению, и, конечно, старшее поколение всегда смотрит с некоторой иронией на младших) не приобрели, что называется, даже ремесла. Вероятно, этого и не надо, я не знаю. Но я все-таки представитель сюжетного кино, и, когда смотрю их эксперименты, мне кажется, что это дорога в никуда.

- Если вспомнить о прежних достижениях литовского кино, в чем его оригинальность или своеобразие?

- Вы знаете, я сейчас снимаю картину о своем учителе Витаутасе Желакявичусе, перечитываю его соображения о кинематографе и не думаю, что было такое понятие "литовское кино". Это были несколько ярких личностей, которые кино делали, и в первую очередь сам Желакявичус - его ритм, визуальные поиски и символы. Сильное у нас было и документальное кино. Но я думаю, что нас воспринимали как-то немножко однозначно, оценивая только лишь выразительное изображение, стилистику загадочных символов, красивых литовских актеров, которые затем наводнили многие советские фильмы.

- А также красоту пейзажей.

- Природа наша не очень отличается от среднерусской и восточноевропейской, но, наверное, манера необычного построения кадра - это и называется "литовской школой".

- Скажите, прибалтийские республики сотрудничают в области кинематографа?

- У всех одно и то же: финансирование вялое, картины (лучше-хуже) появляются, но существуем мы в основном каждый сам по себе, в своем соку.

Сейчас, правда, эстонцы пробуют сотрудничать с латышами, хотя они в основном работают с Финляндией. Мы тоже ищем всяких выходов - рассчитываем на немецкие телеканалы, но хотелось бы, чтобы ближе была скандинавская кинопромышленность и культура. Когда кто-то из эстонских министров назвал эстонцев не прибалтийцами, а скандинавами, это была для нас большая зависть (смеется), что наконец-то они стали скандинавами. Это шутка, как вы понимаете.

- Литовцы, по-моему, один из самых древних народов в прибалтийском регионе?

- Вероятно, истории у некоторых меньше, но мышление более демократичное, что, я думаю, связано с лютеранством. И эта культурная традиция тоже идет из поколения в поколение. У нас же сейчас она только формируется.

- Что сейчас Литва? Что изменилось за истекшие годы?

- Могу сказать, что, конечно, счастье жить эти десять лет, сознавая, что ты в своей стране, хотя видишь коррупцию, неумелость и смену правительств - все, что должно существовать в восточной маленькой стране, которая ищет свой путь. Это есть, и, конечно, обидно, что началось так красиво с некоей общей прибалтийской дороги, по которой все, взявшись за руки, шли, а сейчас все вот это происходит. И уже такое ощущение, что самые нелепые и глупые законы принимаются в Литве (хотя в другой стране, вероятно, принимаются еще глупее). Немножко обидно за державу, как русские говорят. Но счастье знать, что твоего сына не пошлет в Чечню чужая армия, что он не погибнет за чужую идею, знать, что твой язык - это твой язык, что открыты все пути по всей Европе (гражданам Литвы не нужно получать визы). В общем, живешь в свободной стране - бедный, но гордый. (Смеется.)

Надо сказать, что у нас большая тяга к русской культуре, к русскому кино. Молодежь за 10 лет практически не выучила русский, но русская эстрада звучит везде. Это я могу сказать на примере своего сына, который выучил-таки русский и целыми днями крутит русские песни. Таким вот образом генетически передается ностальгия и в нашем молодом поколении. Лучшее в России нам вполне доступно - и фильмы по разным телеканалам, и литература в книжных магазинах. Люди среднего возраста вспоминают, какая чудная была русская анимация, на которой воспитывались и вырастали дети. Литовцы вообще-то очень восприимчивы к положительному. Случались, правда, в недавней истории и странные эпизоды. Я припоминаю такой парадокс - одно время в нашем Министерстве культуры завелись клерки, выдвинувшие идею запретить работать в области культуры людям, которые окончили учебные заведения в Москве, в частности ВГИК. Смешные идеи. Хорошо, что министерство поменялось.

- Чего в Литве больше - европеизации или американизации?

- В большей степени мы все же ориентируемся на Скандинавию. Трудно дается, однако, подражать-не подражать скандинавскому менталитету. И может быть, в нас есть что-то немецкое, потому что история переплеталась с Германией - немецкий порядок, немецкую рациональность тоже можно заметить. Но, кроме "Макдоналдсов", я не знаю, что может быть у нас американского.

- А сами литовцы какие люди?

- У нас по поводу какого-нибудь нелепого или дурного поступка всегда говорят: "Да, это только литовцы могут так сделать". Литовцы - довольно милые, жизнерадостные, весьма скупые люди и где-то по отношению к соседу или родственнику довольно коварные. Но литовец все-таки гостеприимный и добродушный и по характеру ближе к русскому. Когда-то я много ездил, путешествовал, и была проблема в некоторых местах зайти и попросить воды из колодца. А в других странах не только воды, но и молока принесут. Мне кажется, что литовец всегда принесет молока.

- Как вам живется в Вильнюсе?

- Я принадлежу к среднему - в сторону бедного - населению. Каждый день борьба за существование и за бюджет, чтобы как-то прожить. Многим представляется, что профессия режиссера предполагает образ довольно зажиточного человека, который может прожить за счет творчества. В мире - может быть, но у нас я не знаю ни одного человека, который, работая в области кино, существовал бы как процветающий человек.

- Чем вы заняты в жизни?

- Недавно я устроил выставку своих работ (это не чистая живопись - коллаж), что вызвало живой интерес у друзей и коллег, потому что открылась неизвестная сторона моего творчества.

В 100 километрах от Вильнюса, в озерном крае, но на берегу речки у меня есть дача и все остальное, что связано с садоводством и столярными работами.

- И что вы настолярничали?

- Не могу сказать, что очень хорошего качества (но его для семьи хватает), я сделал кровати, столы, стулья и т.д. А на стенах как раз мои работы висят - украшают. В огороде тоже в основном все, что нужно, чтобы себя прокормить, начиная с картошки. Этими делами я занимаюсь все время, пока не снимаю. Когда мы появились в деревне, местные люди с большим подозрением смотрели на нас (моя жена тоже режиссер). Они были уверены, как только мы приедем, тут же все будет запущено, а оказалось наоборот. Так мы стали примером трудолюбия.

- А в Вильнюсе у вас есть любимые места?

- Я понимаю, что вы имеете в виду - старый город, памятники, какие-то кафе, в которые я почти не хожу, потому что не пью ничего уже несколько лет. Ну, бросил пить, хотя раньше пил все, что льется, но не могу больше. Потому-то иногда я чувствую комплекс, и, может быть, выгляжу таким замкнутым и тихим, не участвующим в массовых мероприятиях.

- Но бывает же у вас кураж, и вообще любите ли вы праздники?

- В народных гуляниях я лично не участвую, потому что не очень люблю большое скопление людей. Самый лучший момент, когда уезжаю из большого города и сижу тихо у себя на даче. Хотя у нас в Литве праздников очень много, например в начале марта всегда проходит праздник ремесел. В Вильнюс на ярмарку со всей страны привозят разнообразнейшие изделия. И тогда ходишь, смотришь и восторгаешься сделанным руками человека. Это всегда интересно.

- Есть ли в вашей семье свои традиции?

- Моя жена Йонина, и у нас в Литве Иванов день - праздник почти национальный. Вся наша деревня всегда собирается, зная, что в этот день, где бы ни была жена, она приезжает - и устраивается народное гуляние с кострами, фейерверками.

- Был советский кинематограф, и вы были с ним хорошо знакомы. Сегодня национальное кино производится уже в независимых государствах. Есть ли разница, прогресс это или регресс?

- Мне кажется, что-то случилось (конечно, не что-то, а война и обстановка) с грузинским кино. Как было сильным казахское детское кино, так и есть. Оно даже прибавило в связи с тем, что им заинтересовался Запад. Все-таки интересно русское кино. Вы стали находить некоторую странность в каждом сюжете, что превращает его в мистификацию. Это довольно любопытное течение с элементами магического реализма. То есть вы уже отошли от чернухи, появляются моменты экзотики, что мне очень интересно.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1984
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1260
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
932
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1231

Другие новости