Смерть 12 мая в Центральной клинической больнице 75-летнего академика Алексея Андреевича Туполева символизирует не только конец наиболее известной династии отечественных авиаконструкторов. В некотором смысле можно говорить о завершении советской эпохи в самолетостроении.
Алексей Туполев родился 20 мая 1925 года, в те времена, когда его великий отец - Андрей Туполев, опираясь на наследие патриарха российской авиации Николая Жуковского, возрождал самолетостроение в нашей стране. В 1942 г., когда освобожденный из "шараги" отец вновь создал свое конструкторское бюро, сын пришел туда на работу. В 1957 г. тяжелая авиация приступает к преодолению скорости звука, и Алексей Туполев становится начальником отдела КБ по сверхзвуковым летательным аппаратам. В период хрущевской ракетной гонки молодой главный конструктор возглавляет в ОКБ-156 работы по дальнему скоростному беспилотному разведчику Ту-123 и другим подобным машинам.
С 1963 г. начинается новый этап в деятельности Алексея Туполева: он становится главным конструктором первого в мире пассажирского сверхзвукового лайнера Ту-144. Эта машина стала выдающимся достижением технической мысли, однако как коммерческий проект она потерпела неудачу, впрочем, как и ее основной конкурент - англо-французский "Конкорд". Гораздо более удачной оказалась судьба Ту-154, который был разработан под руководством Алексея Туполева и до сих пор остается основной "рабочей лошадкой" российской пассажирской авиации. В 1973 г., когда эта машина стала в массовом порядке поступать в "Аэрофлот", сын сменил умершего отца на посту генерального конструктора ОКБ им. А.Н. Туполева.
Высшей точкой в деятельности конструктора стал стратегический ракетоносец Ту-160. Самый мощный бомбардировщик в мире превзошел американский B-1, однако, в сущности, Ту-160 подвел черту под концепцией "дальше, выше, быстрее". В самолетах нового поколения на первое место вышли другие качества, и достойного ответа на B-2 уже не последовало.
Запоздала наша страна и с созданием современных пассажирских лайнеров, в том числе и тех, которые в последние годы своей жизни проектировались под руководством Алексея Туполева (например, Ту-204). И все-таки у россиян есть шанс полетать на самолете, который задумывал выдающийся сын великого отца - отечественный авиапром работает над среднемагистральным пассажирским самолетом Ту-334.