Алфавит, освоенный "Леной из Запорожья", на полтысячелетия моложе храма, руины которого она уродует.
Фото автора
"ГОРОДУ две тысячи лет..." На территории бывшего Советского Союза такое можно сказать о считанном числе населенных пунктов. А если исключить Среднюю Азию и Закавказье, "живых" городов с двадцативековой историей просто нет. Мало и мертвых. Практически все они принадлежат к античной цивилизации и сосредоточены в российском и украинском Причерноморье.
Особое место среди них занимает Херсонес Таврический - государство, которому в конце первого тысячелетия до нашей эры принадлежали обширные территории Крыма, от нынешнего Севастополя до поселка Черноморское на крайнем западе полуострова. Причем речь идет именно о государстве, в котором была столица (полис) и сельскохозяйственная округа (хора).
Античными развалинами в Европе, Восточной Азии и Северной Африке никого не удивишь. Однако именно Херсонес наряду с Парфеноном и Колизеем ЮНЕСКО включила в число наиболее значительных памятников человеческой цивилизации. Дело в том, что в Крыму сохранились не только развалины жилищ и храмов. Современные методы исследования, в частности аэрофотосъемка, позволили выявить чудом сохранившуюся инфраструктуру - дороги, поля, изгороди, усадьбы, защитные сооружения - как самого города, так и всего Гераклейского полуострова, на котором ныне расположены Севастополь и Балаклава. На огромной территории вокруг Средиземного и Черного морей аналогичные следы хозяйственной деятельности древних греков и римлян сохранились, помимо Херсонеса, лишь в одном местечке южной Италии.
Город, основанный эллинами в 421-м или 422 году до нашей эры, прожил восемнадцать веков. Он воевал со скифами и половцами, соперничал с Понтийским государством Митридата Евпатора, переходил под власть Рима и Византии. Корсунь (так называли Херсонес на Руси) взял после длительной осады в 988 г. Владимир Красное Солнышко. Но греки обратили поражение в победу - проникшийся идеями христианства князь пощадил город, а вернувшись в Киев, истребил языческих кумиров, крестился сам и обратил в единобожие народ.
После падения Византии в 1204 г. и походов монголо-татар на запад в 20-30-е гг. XII в. Херсонес начал угасать. То сотрудничая, то борясь с оккупантами, он продержался еще почти двести лет и лишь в 1399 г. был окончательно разрушен ханом Едигеем, совсем немного, по историческим масштабам, не дотянув до полного краха монголотатарских орд.
Затем было 400 лет безмолвия и забвения.
В 1794 г. исследование Херсонеса начал Петр-Симон Паллас, посланный в Крым Петербургской академией наук. К раскопкам города приступил в 1827 г. по поручению командующего Черноморским флотом российский морской офицер Крузе. Полномасштабные археологические работы в Херсонесе были организованы уже после 1917 г.
Но когда сегодня попадаешь на развалины, приходишь к мысли, что лучше бы раскопок и не начинали, оставив город под землей до более благополучных времен.
Собственно, и попасть в Херсонес непросто. В Севастополе нет ни одного указателя, который бы помог добраться к памятнику истории. Похоже, что все средства ушли на тотальную замену дорожных знаков с надписями на русском языке, да еще на регулярное обновление лозунгов "Крым за Кучму", которых больше всего на 60-километровом отрезке аэродрома Бельбек-Севастополь-Мухалатка. По странному совпадению именно по этому маршруту чаще всего ездит на южную государственную дачу президент Украины.
Сам же раскопанный Херсонес, формально имеющий статус национального заповедника, каждый использует по своему усмотрению.
Наиболее активная и сознательная часть посетителей Херсонеса - верующие и священнослужители Православной Церкви. Для женщин в платочках "храм оставленный - все храм", они крестятся, входя в церковь, от которой с VI в. сохранились входной портал, несколько колонн и фундамент. Но клиру и пастве не всегда есть дело до проблем заповедника - они озабочены войной с так называемой Украинской Православной Церковью Киевского патриархата. В конце июня ее глава "Патриарх Киевский и всея Руси - Украины Филарет" (в крымских газетах его называют "гражданин М.Денисенко") приезжал в Севастополь. Поговаривают, что он доложен был организовать захват восстанавливаемого на территории Херсонеса храма. Прихожане были срочно призваны в заповедник для организации обороны от раскольников. Самостийный патриарх убоялся и срочно покинул город.
По-иному эксплуатируют заповедник местные театры. Спектакли в развалинах привлекают посетителей, и в курортный сезон, когда один день месяц кормит, в разных частях древнего города одновременно идут несколько представлений. Но Херсонес - не римские термы Каракаллы, где пели Паваротти, Доминго и Каррерас. Убогие декорации вгрызаются в развалины античного театра, за зрителями остается мусор и выковырянные из ступеней амфитеатра камни, а проблемами восстановления ежедневно разрушаемого никто не озабочен.
Волнами прокатываются по раскопанному городу туристы из санаториев Южного берега Крыма. Но больше всего здесь отдыхающих из Севастополя и местных жителей, для которых Херсонес - самый близкий к дому пляж. Ближе к вечеру у прибрежного обрыва, который постепенно поглощает древний город, загораются костерки - здесь пекут выловленных в море мидий. У огня среди античных черепков уютно располагаются компании, поодаль поджидают добычу охотники за пустыми бутылками.
Остатки древней цивилизации привлекают новых варваров. Мозаичные полы пришлось перенести с мест раскопок к административным и музейным зданиям. То, что не перенесли, превратилось в исходный материал - разноцветную морскую гальку. Амфоры, когда-то наполнявшиеся вином и зерном, ныне хранятся за железными сетками, но и они не могут спасти от некоторых посетителей, норовящих попасть камешком в горло сосуда. Особым вниманием почитателей вечности пользуются немногие мраморные детали (все они привезены из-за моря - подобного материала в Крыму нет). Мрамор, к сожалению, - податливый камень, а поголовное обучение в школе, хотя и незначительно повышает культурный уровень, позволяет выцарапать буквы собственного имени.
Любители актерствовать среди руин и экскурсанты вносят в кассу заповедника скромную плату. Но ее не хватает на то, чтобы содержать охрану на обширной - 26 гектаров - территории раскопанного Херсонеса. Не заметно в заповеднике и милиции.
После двух дней, проведенных здесь, возникает стойкое ощущение, что руины для власти как кость в горле. Похоже, что Херсонес не вписывается в столь любимую многими представителями новой украинской элиты концепцию двух коренных народов государства: украинцев и крымских татар.
Даже руины Херсонеса впечатляют больше, чем сохранившиеся постройки Бахчисарая. Между тем в туристских проспектах последний именуется "столицей Крымского ханства", а первый - "развалинами античного города". Хотя, если отдавать должное исторической справедливости, именно истребленных жителей Херсонеса и следует считать коренным населением Крыма. Отметим: археологические находки свидетельствуют о том, что древняя столица полуострова была немоноэтнична. А некоторые исследователи считают, что Херсонес населял новый по тем временам (хотя и развивавшийся в русле эллинистической цивилизации) народ, образовавшийся в результате смешения греков, тавров и скифов. Недаром в дошедшей до наших времен на мраморе клятве гражданин республики Херсонес обязывался не отдавать территорию никому - "ни эллину, ни варвару".
Происходящее с Херсонесом еще раз подтверждает тезис, что история - это политика, обращенная в прошлое. Но если подойти к проблеме с чисто политической стороны, может быть, стоит России и Греции в целях улучшения отношений совместными усилиями спасти памятник общей истории и культуры от современного варварства?