Джефри Томпсон рад знакомству с мастером Сергеем Воловым (справа). Фото Антона Сидоркова |
ДВА ГОДА назад известного мастера-берестянщика из Петрозаводска Сергея Волова пригласили в Лондон для участия в выставке "Россия-Экспо-98". Он демонстрировал там свои уникальные поделки и показывал приемы берестяного плетения, заворожив англичан искусством древнего русского ремесла. Тогда же состоялась его первая встреча с одним из богатейших людей Великобритании Джефри Томпсоном, хозяином "Blackpool Pleasure Beach" - самого крупного английского парка развлечений, существующего уже более ста лет и расположенного в городе Блэкпул.
Господину Томпсону для воплощения давнего замысла по созданию крупнейшего в мире закрытого аттракциона "Валгалла" (строится 10 лет, объем вложений - 15 млн. фунтов стерлингов) требовались мастера, способные построить несколько деревянных сооружений в стиле эпохи скандинавских викингов. Ни в Норвегии ни в Финляндии таких умельцев не нашлось. А вот в российской Карелии, как и заверял англичанина Сергей Волов, собрать бригаду мастеровитых плотников труда не составило.
Так артель частного предпринимателя Сергея Волова, состоящая из бывших работников реставрационных мастерских, получила ответственный европейский заказ. Они уже успели проявить себя на восстановлении памятников деревянного зодчества Русского Севера, в том числе на объектах знаменитого музея-заповедника Кижи. У нас их обычно зовут наследниками Нестора - легендарного мастера, который, по местным преданиям, сотворил чудо двадцатидвуглавой Преображенской церкви. Говорят, что срубил он величественный собор в Кижах одним топором, без единого гвоздика. А потом будто бы забросил свой топор в Онежское озеро, чтоб никто им не смог повторить его работу.
Но земля наша талантами не оскудевает, и карельские плотники, как в свое время тульский Левша, покорили высоким мастерством щепетильную аглицкую публику. Одно из заказанных Томпсоном строений они срубили в Петрозаводске и в разобранном виде отправили в Блэкпул. А совсем недавно вернулись оттуда из трехмесячной командировки. Реставрировали там в древнескандинавском духе приютившееся у подножия могучего водопада трехэтажное здание ресторана.
Древесину, другие нужные материалы и инструменты везли с собой. Разве что топоры надеялись купить на месте. И надо же, две недели не могли их сыскать во всей Англии, пока их не сделали по специальному заказу.
Об оценке труда карельских плотников свидетельствуют не только восторженные отзывы многочисленных посетителей парка и британской прессы, но и тот факт, что авторский проект готового ресторана выдвинут английскими партнерами на конкурс "Лучший дизайн Великобритании-2000".
Совсем не удивительно, что теперь бригада Сергея Волова на полтора года обеспечена не менее интересными заявками зарубежных заказчиков - из той же Англии, стран Скандинавии и Финляндии. Но вот что обидно: в самом Петрозаводске сделанных нашими мастерами сооружений до сих пор нет. В мэрии пока не получила одобрения даже идея Сергея за свой счет построить в городе стилизованный деревянный дом под Музей бересты. Правда, есть надежда, что лед все-таки тронется. Она связана и с международным признанием искусства наших земляков (кстати, скоро в мастерской Волова будут обучаться финские плотники), и с той производственной базой, которую карельская артель сумела себе обеспечить на заработанные в Блэкпуле деньги. Уверен: наследники Нестора еще порадуют нас.
Петрозаводск