ОДНОЙ из наиболее бесправных ветвей собирательства в нашей стране долго оставалась и по-прежнему остается фалеристика - коллекционирование наградных знаков прошлого и настоящего, орденов и медалей отечественных и зарубежных. Казалось бы, какие можно поставить ограничения перед собирателями? Есть желание - коллекционируешь картины или почтовые марки, спичечные этикетки или морские раковины, статуэтки чертей или спортивные вымпелы. Кому до этого какое дело и кто может запретить тебе чем-то увлекаться? Тем не менее на двери, которая ведет в современную фалеристику, вывешена табличка: "ГРАЖДАНАМ РОССИИ ВХОД ВОСПРЕЩЕН ПОД СТРАХОМ УГОЛОВНОГО НАКАЗАНИЯ".
Коллекционирование государственных наград, появившихся после Октябрьской революции, для россиян является зоной опасной. Предупреждая возможное развитие этого направления в собирательстве, Уголовный кодекс Российской Федерации, который был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, включил в себя статью 324 "Приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград". Уголовное преследование и наказание грозит всем, кто рискнет приобрести эти наградные знаки Российской Федерации, РСФСР и СССР, вне зависимости от целей, с которыми это сделано.
"Дура лекс - сэд лекс", - говорили древние римляне. "Закон суров, но это - закон" - так переводится фраза на русский. К сожалению, для большинства россиян и без перевода ясно, что слово "дура" достаточно точно описывает некоторые наши законы - и советские, которые, как нынче принято говорить, были "тоталитарными", и нынешние, так и не ставшие самыми "демократическими в мире".
Вот две посылки, которые прекрасно иллюстрируют, что наш уголовный закон - то бишь лекс - "дура".
Сегодня, когда Советский Союз распался, государственные награды, которыми за годы советской власти отмечены многие миллионы людей, оказались рассеянными на огромной территории самостоятельных субъектов международного права, не подвластных законам России. В Казахстане, на Украине, в Узбекистане и Молдавии российский коллекционер без труда может приобрести для коллекции медали и ордена СССР, однако он оказывается лишенным законного права ввезти их в Россию. В "Положении о государственных наградах Российской Федерации", которое утверждено в новой редакции Указом президента РФ от 6 января 1999 г. прямо указано: "Государственные награды, изъятые правоохранительными и таможенными органами у лиц, незаконно владеющих ими,.. направляются в Управление президента Российской Федерации по государственным наградам".
В небольших антикварных лавочках Вены, Парижа, Лондона, Нью-Йорка на витрины выложены и свободно продаются награды многих стран мира, в том числе из СССР. Казалось бы, коллекционер, который приобретет для себя и привезет в Россию ордена Красного Знамени, Славы, Дружбы народов и т.п., делает доброе дело. Но наш "дура лекс" смотрит на это иначе. Оказывается, если коллекционер возвращает в свою страну наградные знаки, то он совершает не доброе дело, а уголовное преступление.
Коллекционер из какой-нибудь африканской страны, купивший в Вене золотой Орден Ленина и медаль "Золотая Звезда", спокойно положит их в свою коллекцию в домике под пальмой. Российского собирателя за такое же дело запишут в преступники.
* * *
Наградная система царской России складывалась без малого двести двадцать лет. Советская просуществовала чуть больше семидесяти. Нынешние государственные награды Российской Федерации учреждены Указом президента в марте 1994 года. В статуте ордена "За заслуги перед Отечеством" записано, что награждение им производится последовательно: "лица, представляемые к ордену IV степени, должны быть награждены медалью ордена "За заслуги перед Отечеством" I степени". При этом существует одно исключение: "За новые особо выдающиеся заслуги перед государством орденом "За заслуги перед Отечеством" без награждения медалью могут быть награждены Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, лица, награжденные орденами, знаком отличия "За безупречную службу", или лица, удостоенные почетных званий".
Если внимательно прочитать статут, то звено последовательности награждений прерывается лишь для случаев, когда речь идет о вручении знака IV степени. Далее последовательность должна строго сохраняться. Однако нечеткость формулировок сделала возможной практику отступлений от требований статута. Именно с такого нарушения начата история вручений ордена.
Первым кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" с вручением ему знака II степени стал конструктор автоматического оружия Михаил Калашников. Понятно, что знаков низших степеней нового ордена награжденный не имел и по статуту мог претендовать только на крест IV степени. В указе о награждении никаких пояснений в отношении того, почему сделано исключение, не сказано ни слова. Это стало прецедентом для дальнейших нарушений статута. Председателю Совета Федерации Егору Строеву, перешагнув через IV степень ордена, сразу вручили знак III степени, а через год II. И это несмотря на то, что в "Положении о государственных наградах" четко оговорено: "Повторное награждение государственной наградой за новые заслуги возможно не ранее чем через три года после предыдущего награждения государственной наградой, за исключением награждения за совершение геройского подвига, проявленные мужество, смелость и отвагу". Какие подвиги под сводами Совета Федерации совершил Строев, нам не известно, но вот то, что гарантий соблюдения законов в государстве нам никто дать не может, это видят все.
Таким же образом, теперь уже минуя III степень ордена, получил знак II степени председатель Государственной Думы Геннадий Селезнев. Тоже где-то за нашими спинами свершил невидимый глазу подвиг.
С таким же впечатляющим, можно сказать, демонстративным пренебрежением каноном награждена знаком II степени ордена "За заслуги перед Отечеством" эстрадная певица Алла Пугачева. Более того, вручая ей награду, президент почти извинился, что не смог отметить ее орденом первой - высшей - степени, поскольку по статуту его может получить только сам президент.
Здесь мы сталкиваемся с парадоксом новой наградной системы демократической России, существование которого вряд ли можно убедительно объяснить гражданам страны. В статуте награды определено, за что она может быть пожалована: "за особо выдающиеся заслуги перед народом, связанные с развитием российской государственности, достижениями в труде, укреплением мира, дружбы и сотрудничества между народами, значительный вклад в дело защиты Отечества". Чуть ниже дается уточнение: "Орден "За заслуги перед Отечеством" I степени с орденской цепью является символом президентской власти и возлагается на президента Российской Федерации как главу государства".
Не кажется ли такой пассаж статута странным? Давайте подумаем. Президента прямым голосованием выбирает народ. Отданные всенародно избранному гаранту законов голоса - не признание выдающихся заслуг в развитии государственности, достижений в труде, укреплении мира и т.д., а своеобразный аванс надежд на то, что все это президент продемонстрирует в дальнейшем на своем новом посту. Так можно ли авансом давать кому-то орден?
Спору нет, существование символов президентской власти вполне допустимо. Это может быть и специальный геральдический знак с цепью или без оной, но устанавливать его для себя должен не президент собственным указом, а представительный законодательный орган государства. Так и только так может происходить в стране, которая именует свой строй "демократией". Если все делается иначе, то возникает вопрос: тот ли у нас строй, о котором говорит Конституция?
Серьезно подрывает уважение к современным наградам возможность субъективного, отданного на усмотрение чиновным лицам, права определять тех, кто достоин, а кто не достоин награждения. Нет ни одного знака отличия, в статуте которого были бы прописаны конкретные критерии награждения. Вот статуты медалей "За отвагу" и Ушакова. Они взяты из советской наградной системы и даже внешне остались почти в неизменном виде. Медаль Ушакова - один из самых уважаемых на флоте знаков отличия. За все годы Великой Отечественной войны этого знака были удостоены всего около 15 тысяч воинов. Вручалась она только тем, кто отличился в реальном бою, и была свидетельством действительной отваги. Но вот в "Положении о медали", которое утверждено в марте 1994 года, мы находим строку о том, что знаком награждаются военнослужащие Военно-морского флота и морских частей пограничных войск Российской Федерации "за отличные показатели в боевой подготовке и морской выучке". Всего одна фраза, но она мгновенно низводит достоинство боевой медали до уровня знака "Отличный повар", свидетельствует о том, что учредители награды не проявили уважения к боевым традициям российского флота, по умыслу или недомыслию принизили один из флотских символов славы.
Объяснить, откуда в "Положение" попали слова о боевой подготовке, не так уж трудно. При советской власти боевыми орденами и медалями за "отличия в боевой и политической подготовке" никого не награждали, однако в прессе такого рода сообщения встречались не раз. Это объясняется лицемерной политикой, которой придерживалось советское правительство при использовании военной силы. В Афганистане велась необъявленная война, лилась кровь, гибли люди. Военная пресса пыталась хоть что-то сказать о мужестве, с каким советские солдаты и офицеры ценою крови и жизни оплачивали сомнительный интернациональный долг, но цензура не давала. Если нет объявленной войны, то награждать за мужество и самоотверженность на поле боя никого нельзя. И тогда нашлась удобная лицемерная маска, позволявшая скрывать лицо правды и в то же время сообщать о награждениях. Люди воевали, а пресса сообщала, что их награждают "за отличия в боевой подготовке".
Отрекаясь от прошлого, новая власть ввела в свою наградную систему лицемерную формулировку, которая принижает значение боевых наград. Ею обесценены медали Суворова, Ушакова, Нахимова, учрежденные для того, чтобы ими отмечалось "личное мужество и отвага, проявленные при защите Отечества". Только медали "За отвагу" и "За отличие в охране государственной границы" избежали унижения законом.
Впрочем, медаль Суворова принижена не только в своем "Положении", но и в дизайне, который не учитывает геральдических традиций. Символом мужества, готовности сражаться, наконец, символом победы в геральдике являются мечи (шпаги, сабли), направленные острием вверх. Медаль Суворова украшает рельефное изображение скрещенных шпаги и сабли, клинки которых обращены вниз, символизируя тем самым покорность, смирение, готовность к капитуляции. Художник Гознака А. Бакланов, готовивший эскиз знака, конечно, не обязан вникать во все тонкости геральдики, но сонм консультантов все же был обязан не допустить ошибку до воплощения в металле. Единственные, кто выиграл от такого промаха - коллекционеры, которые, заполучив медаль в коллекцию, сразу отнесут ее в разряд редкостей.
* * *
"Положение о государственных наградах Российской Федерации", утвержденное в марте 1994 года, ущемляет конституционные права граждан России на собственность, какой становится наградной знак после его вручения награжденному. Это право вытекает из факта передачи владельцу ордена или медали вместе с документами, подтверждающими законность вручения. Далее на награды распространяется право наследования родственниками (без права ношения) после смерти награжденного. Тогда почему собственник лишен права передавать знаки своей славы третьим лицам и уж тем более продавать их законным образом? Допустим, награжденный или его наследники решили передать знаки государственному музею. Думаете, это так просто - пошел и передал? Нет, "Положение о государственных наградах" устанавливает, что награды "могут быть переданы государственным музеям по решению Комиссии по государственным наградам при президенте Российской Федерации при наличии ходатайства музея, поддержанного соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации, или по ходатайству федерального органа исполнительной власти, в ведении которого находится музей. Акт о принятии государственных наград соответствующий музей направляет в Службу государственных наград президента Российской Федерации".
Если вы не чиновник при власти, который созданием бумаг отрабатывает хлеб насущный, то легко поймете надуманность и бессмысленность таких требований. За годы советской власти орденом Красная Звезда награждено более трех миллионов человек. Можно ли, а главное - нужно ли создавать систему для контроля, где и у кого находится конкретный орденский знак, цена которого на "черном" нумизматическом рынке значительно меньше цены значка ГТО довоенных лет? И почему коллекционер может положить значок ГТО в свое собрание, а положить туда же медаль "За победу над Германией" не может под страхом уголовного преследования?
Противниками свободного обращения наградных знаков на нумизматическом рынке в первую очередь выступают ветераны войны. Многие из них всерьез верят, что награды, попадающие в руки коллекционерам, принижают подвиг тех, кому они были когда-то вручены. А ведь именно коллекционеры, собирая и храня награды, отдают им больше, чем кто-либо другой, свое уважение и признание. Не будь на медали или ордене отсвета подвига, им бы фалерист никогда не заинтересовался. Часто аргументом против коллекционирования наград служит то, что кое-кто добывает их нечистыми методами, совершая воровство и даже грабежи. Спорить с этим трудно. Но это не подталкивает власти к запрещению собирательства в области живописи, предметов старины, значков, почтовых марок.
В частной коллекции собрать награды СССР иностранцу, купившему ордена в тихой антикварной лавочке в Вене, - пожалуйста. Собрать их в коллекции российского фалериста, знающего цену каждому ордену (не просто рыночную, а морально-патриотическую) - нельзя. Не позволяет "дура лекс". И все тут.