- Расим Сулейманович, отечественная история хранит в своих анналах немало благих намерений в решении извечного национального вопроса. Для Сталина это был самый любимый вопрос. Что же именно обусловило принятие закона о НКА, а вместе с ним и принципиально нового подхода в решении национальных проблем в России?
- Более-менее активное движение в этнической сфере, по большому счету, началось только с 1985 года. Слишком долго все эти проблемы решал первый союзный президент Михаил Горбачев. Наверное, одной из причин развала Советского Союза было и то, что в этом вопросе не было какой-то ясности. А с 1992 года мы подошли к непосредственному решению национальных вопросов, был принят Федеральный закон о НКА. Прямо скажу, он далек от совершенства, но в целом закон позволил многим национальным общинам создавать свои структуры, которые занимались не только вопросами национальными, но и способствовали более активному межнациональному общению, установлению культурных связей. Такое общение полезно, если учесть, что только в Москве проживает более 140 национальностей. Чтобы организовать всю эту работу, надо было неплохо поработать, и прежде всего комитету по общественным и межрегиональным связям при правительстве Москвы.
Думаю, что принятие закона о НКА было своевременным. Татарские, корейские, еврейские и другие национальные общины получили возможность самостоятельно, чего раньше не было, решать вопросы культуры, языка, образования.
- Хотя некоторые пытались заниматься и политическими вопросами.
- Были и такие. Но такая деятельность не допускается законом о НКА.
Это, кстати, никак не касается нашей, татарской организации. Да и нет в этом для нас необходимости. Все решается в ходе диалога.
В Москве первая татарская НКА (ТНКА) была создана в Восточном округе, и мне посчастливилось руководить этой работой. Честно говоря, мы хотели создать сразу региональную автономию, но, увы, закон предусматривает создание прежде не менее двух местных автономий. В этом тоже его несовершенство, такая многоступенчатость абсолютно не нужна. Она приводит к потере времени, отвлекает силы и ведет к раздуванию штатов, бюрократизации и рассредоточению и без того скудных финансовых средств. Тем не менее зарегистрировав НКА в Восточном округе, мы вели работу в масштабах всей Москвы. В этот период формирования весомую поддержку нам оказал полпред Республики Татарстан (РТ) в столице Фарид Мухаметшин. После регистрации еще одного ТНКА в Южном округе в 1998 году была наконец создана региональная автономия, которая сегодня объединяет 8 местных автономий. Конечно, недовольных было много, потому что некоторые хотели вначале создать в своих округах местные структуры. Но, если бы мы ждали, когда в каждом уголке Москвы их создадут, мы бы до сих пор не имели то, что имеем уже три года.
- В советское время интеллигенцию, и особенно молодежь, нередко обвиняли в национальном нигилизме. В какой степени сегодня татары озабочены проблемой сохранения национальной самобытности и этнокультурного развития?
- Сравнительный анализ на эту тему никто не проводил. И говорить языком арифметики об активности татар довольно трудно. Но неподдельный интерес к своим корням, истории, языку очевиден. С нами тесно работают известные деятели науки и культуры, политики и военные, молодежь. Например, Фикрят Ахметжанович Табеев, самый уважаемый и мудрый представитель нашего общества. В 34 года он возглавил татарский обком партии, был федеральным министром госимущества, вице-премьером российского правительства. Генерал армии Махмут Ахметович Гареев, президент Академии военных наук. Когда 40-я армия выводилась из Афганистана, ему было поручено прикрывать выводящие из республики войска и сдерживать наступление оппозиционных сил. Академик Камиль Валеев, заслуги которого в науке еще не известны широкой аудитории. При автономии создан Клуб интеллектуалов во главе с Назифой Каримовой: это и общение, которого так не хватает, и обмен мнениями, да и просто отдых. Один из руководителей нашего Совета автономии Нур Гарипов занимается разработкой программы изучения татарского языка для различных возрастов. В Восточном округе открыли один детсад и две школы с этнокультурным компонентом, где изучаются татарский язык и культура. Здесь учатся и русские тоже. Хотя первое условие для принятия в эту школу - знание татарского языка. Есть, правда, желающие сделать школу чисто татарской, но это, считаю, тупиковый вариант. Куда после окончания такой школы пойдет выпускник, в какой вуз сможет поступить? Необходимо жить и развиваться по общим принципам, не забывая о своей национальности.
- В своей статье "Дискриминация" о НКА, опубликованной в "НГ", автор Михаил Кузнецов выражает, на мой взгляд, справедливое возмущение тем, что русские оказались выведены за рамки принятого закона как не являющиеся меньшинством в России. Вы разделяете его чувства?
- Полностью. Я его поддерживаю. Почему русские должны быть обделены? Это не критерий, что русские не нацменьшинство. Они имеют полное право получать средства от государства и развивать культуру и язык. Особенно это актуально в национальных республиках. Разве не обидно русским: всем средства выделяются, а им нет. Где логика?
- Не было бы целесообразнее, учитывая ограниченность финансовых средств, создать в каждом российском регионе что-то наподобие курсов, где и взрослые, и дети могли в свободное от занятий и работы время изучать родной язык и приобщаться к культуре, общаться с соплеменниками?
- Такая структура есть. Создана она как раз при названной выше школе и называется воскресной школой.
- Работать и отдыхать неплохо было бы в своем доме...
- Никак не вернут нам Дом Асадуллаева. Сегодня многие национальности имеют свои центры, кроме татар. Вопрос, правда, почти решен. Дом Асадуллаева в Татарском переулке строить начал азербайджанский нефтяник, но завершила его татарская общественность. Более 50 лет решается этот "квартирный вопрос". Еще генерал-лейтенант Чанышев, вернувшись с войны, брался за эту задачу. Поэтому пока нам негде работать. Что, кстати, тоже четко не расписано в законе. Как хочешь - так и решай. Спасибо Юрию Лужкову, который с пониманием относится к нашим проблемам. Кстати, Москва - это единственный город, где Сабантуй официально признан городским праздником.
- У многих хороших законов, как правило, отсутствует механизм финансирования. Приходилось слышать, что федеральный Центр вообще не финансирует НКА. Можно ли говорить в таком случае о действенности закона?
- О финансировании сказано неопределенно. Деньги должны поступать из федерального, регионального, местного бюджетов. Навстречу нам идут пока региональные и местные власти - выделяют помещение, оплачивают расходы на проведение праздничных мероприятий. Разве это не финансирование?! Поэтому говорить о полном отсутствии финансирования нельзя. Но в любом случае идешь с протянутой рукой. Было бы лучше, если вся эта процедура была четко прописана, в федеральном бюджете имелась бы строчка по финансированию НКА. Эта неопределенность не способствует эффективному решению поставленных задач. Кстати, для систематизации работы автономий мы предлагаем устанавливать членство в НКА, собирать взносы. Пока у нас, кроме отчетов, на счету ничего нет, а так мы могли бы сформировать кассу.
- Татарские НКА созданы во многих регионах России. Как ведется координация работы с коллегами? Каково участие Казани в культурной жизни московских татар?
- Полезной была наша недавняя встреча с соседями - НКА татар Московской области: теперь никакого дублирования в проведении мероприятий у нас не будет. Связи хорошие наладились и с Уральской, Ивановской, Костромской областями. Недавно совместно с Минкультуры РТ организовали в Москве выступление нашего симфонического оркестра. К 100-летию композитора Салиха Сайдашева привезли оркестр народных инструментов и симфонический оркестр. И все это за счет бюджета Татарии. И провели концерт не где-то, а в Колонном зале Дома союзов.
- Московские татары особенно болезненно воспринимают по отношению к себе слово "диаспора". Как вы предпочитаете называть себя сами?
- Да, у моих соплеменников слово "диаспора" вызывает дискомфорт. От него веет подозрением, что татары - не коренные на этой земле, а временные люди. Диаспора может подойти к кому угодно, но не к татарам - коренным жителям Москвы. Они живут здесь с момента основания города. Здесь была татарская слобода, потому сохранились и татарские улицы. Район Павелецкого вокзала раньше был чисто татарским. Следовало бы вообще не употреблять этого слова.
- А какое слово?
- Община. Честно говоря, и словосочетание национально-культурная автономия не очень-то нравится. Какая это автономия? Автономия от кого? Слово "община" тут подошло бы в наибольшей степени. Национально-культурная община - так было бы вернее.
Москва