Галина Андреева, исполнительный директор Российского комитета Международного совета музеев (ИКОМ):
«Как показывает мировой опыт, каждый должен заниматься своим делом и заниматься профессионально, иначе нам грозит утрата общественного доверия и раскол общества. Сотрудничество же позволит при соблюдении бережного отношения к памятникам обогатить подходы к их изучению и интерпретации, в некоторых случаях восстановить их целостность. Конечно, важно поддерживать их духовную жизнь при уважительном и очень тактичном отношении к чувствам верующих, для которых эти памятники имеют религиозное, сакральное значение. Но не менее важно делать все возможное и для обеспечения физического существования этих памятников, что доступно только за счет применения для их сохранности современных музейных норм и технологий. Один из позитивных примеров подобного в России – это сотрудничество с Церковью Третьяковской галереи, например действующий при музее храм Николы в Толмачах, являющийся научным отделом галереи. Разрабатывалась и модель сотрудничества Спасо-Преображенского Соловецкого мужского монастыря с Соловецким историко-архитектурным и природным музеем-заповедником. Но, к сожалению, насколько известно, все подготовленные еще в начале 2000-х годов проекты генерального договора и соглашения по совместной охране, использованию памятников и организации экскурсионного обслуживания так и не были подписаны и реализованы до конца».
Левон Нерсесян, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи (ГТГ):
«При совместном использовании древних памятников должен неукоснительно соблюдаться режим музейного хранения. Прежде всего это оптимальный температурно-влажностный режим, что потребует в действующем храме жесткого контроля за отоплением, соблюдения режима входа-выхода и ограничение количества одновременно присутствующих там людей, а может быть, и количества богослужений. И, конечно, никаких свечей, никаких несанкционированных перемещений икон с определенных для них мест и регулярное наблюдение за их состоянием. Кроме того, при совместном использовании уникальных объектов очень существенен вопрос организованного доступа посетителей и экскурсионного показа, который тоже требует профессионализма историков и искусствоведов. И вопрос здесь не в «светскости» или «церковности» показа, а в том, что он должен сопровождаться грамотным изложением достоверной информации, а не являть вариант проповеди.
Принимать решение о реставрации и выполнять работы могут только специалисты, которые не станут, например, наводить «благолепие» поверх древних фрагментов. Увы, но такое тоже встречается из-за неуместного усердия служителей Церкви, берущихся не за свое дело. Понятно, что любой из них мог бы приобрести и вторую профессию – реставратора или хранителя – и профессионально выполнять соответствующие обязанности. Но у меня серьезные сомнения в том, что в массе своей они к этому готовы. Да и совершенно не ясно, для чего это надо предпринимать, если и без того в наличии вполне организованное и профессиональное музейное сообщество. Кроме того, для сотрудника музея безусловным приоритетом будет как раз вопрос сохранности памятника, и все решения он примет исходя из этого, а не из распоряжений церковных властей. Это же так ясно, что только независимый музейный контроль может дать гарантию оптимальной сохранности экспонатов».
Александр Кибовский, руководитель Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия (Росохранкультура):
«Давайте будем тоже откровенны, сегодня мы не в 91-м году, и там (в РПЦ) тоже есть люди, которые понимают, о чем разговор и как это надо делать, и как хранить, и даже как реставрировать» (пресс-конференция в РИА Новости, 18.01.10).
Галина Клокова, профессор, завкафедрой реставрации Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета:
«Церкви наши выпускники не нужны. Наверное, считается накладным пригласить реставратора-профессионала, который бы знал все иконы, грамотно за ними ухаживал и укреплял, если нужно. Легче нанять шабашника, который быстро раскрасит все «красиво» (из беседы с корр. ИА «Благовест-ИНФО»).
«Музей работает в тесном сотрудничестве с сообществами, из которых происходят его коллекции, равно как и с теми, которым он помогает» (Кодекс музейной этики Международного совета музеев (ИКОМ) – п. 6, ред. 2006 года).