- Анатолий Васильевич, какие религиозные организации наиболее заинтересованы в принятии законопроекта об альтернативной гражданской службе?
- Прежде всего "Свидетели Иеговы", Церковь адвентистов Седьмого дня и ряд других протестантских Церквей. Правда, вероучение таких протестантских конфессий, как евангельские христиане-баптисты, пятидесятники, пресвитериане, методисты, не дает четкого ответа на вопрос о том, можно ли служить в армии. В настоящее время большинство представителей этих Церквей без проблем служат в Вооруженных силах. Более того, протестанты, как правило, оказываются наиболее добросовестными военнослужащими. Их часто продвигают на более ответственные должности.
Число "отказников" по чисто религиозным мотивам просто ничтожно. По нашим подсчетам, эта цифра никогда не превышала пятисот человек. И это при том, что вообще от службы за весенний призыв уклонилось около тридцати тысяч призывников. Часто приходится слышать, что Русская Православная Церковь однозначно одобряет воинскую службу. Однако большинство "уклонистов" являются как раз православными. Конечно, не в том смысле, что все они глубоко верующие. Но по крайней мере большинство из них себя идентифицируют с РПЦ. Разумеется, никаких религиозных мотивов для уклонения от службы здесь нет. Просто эти ребята боятся трудностей армейской службы, дедовщины, боятся погибнуть в горячих точках. И здесь я вижу большие возможности для РПЦ в деле патриотического воспитания.
Не думаю, что принятие закона об альтернативной службе заметно увеличит количество "отказников" и что многие из них начнут "косить" под верующих. Если мы обратимся к истории, то увидим, что Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Устав о воинской повинности 1874 года содержал главу, где речь шла о возможности альтернативной службы для меннонитов. В 1919 году, когда шла Гражданская война, Ленин подписал декрет об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям. Касалось это прежде всего представителей протестантских конфессий. Была создана специальная комиссия, которая проверяла каждого "отказника", действительно ли он является верующим.
Впрочем, еще в 1925-1927 годах адвентисты, евангелисты и баптисты провели свои съезды, на которых были приняты решения о том, что верующие этих конфессий должны служить в армии. Российский объединенный союз христиан веры евангельской (пятидесятники. - Ред.) совсем недавно принял социальную концепцию, в которой говорится о приемлемости службы в армии для верующих, но также ставится вопрос об ускорении военной реформы.
Так что по религиозным мотивам на альтернативную службу идет немного людей. Основная масса "отказников" объясняет свое решение иными мотивами - пацифистскими, морально-этическими и так далее.
- Каковы, на ваш взгляд, главные недостатки правительственного законопроекта об альтернативной службе, одобренного Думой в первом чтении?
- Он фактически дискредитирует саму идею альтернативной службы, поскольку определяет ее срок в четыре года - это больше похоже на уголовное наказание. Ведь в других государствах АГС, как правило, лишь на несколько месяцев дольше, чем обычная армейская служба. Например, в Германии, Норвегии, Португалии - на три месяца, Испании - четыре и т.д. Очень часто эти сроки одинаковы. Однако столь длительного срока АГС, который предусмотрен в рассматриваемом сейчас законопроекте, вообще нигде нет.
Другая важная проблема состоит в том, что в законопроекте пока что окончательно не определен механизм предоставления права на АГС: будет ли он носить разрешительный или же уведомительный характер. Во втором случае призывнику достаточно просто написать заявление, в первом - необходимо еще и доказывать свое право на альтернативную службу. Я считаю, что процедура должна носить уведомительный характер. Доказать наличие убеждений, допускающих предоставление права на АГС, будет очень сложно. Фактически все зависит от интеллектуального уровня призывника. Один легко докажет, что дважды два будет пять, а другой не сможет убедить других в том, что дважды два - это четыре. Кроме того, необходимо учитывать, что к вере люди приходят по-разному. У одних все идет эволюционным путем: что-то читают, размышляют. У других же это бывает в виде озарения, после которого жизнь человека меняется кардинальным образом. А на суде ему скажут: какой же вы пацифист, если месяц назад участвовали в драке? Но ведь за месяц он мог стать уже совсем другим человеком.
Еще один важный момент: по законопроекту на прохождение альтернативной службы призывников планируется направлять в Вооруженные силы в качестве гражданского персонала. Я думаю, что все-таки правильнее было бы направлять их в медицинские учреждения и службу социального обеспечения. Ведь сейчас младший медицинский персонал укомплектован лишь на 20-30%. "Альтернативщики" могли бы работать на таких должностях. Нижегородский опыт показывает, что они делают это очень успешно. А ведь условия работы там далеко не самые легкие. Один из призывников, проходивших АГС в Нижнем Новгороде, рассказывал мне, как складывается его распорядок дня по уходу за тяжелобольными, и я скажу, это не легче, чем служить в армии. Так что не надо рассматривать "отказников" как людей второго сорта. К их выбору необходимо относиться с уважением.
- Возможно, "косить" под верующих захотят немногие. Но вы уверены, что будет так же мало желающих пойти на альтернативную службу, ссылаясь на пацифистские или какие-нибудь другие убеждения?
- Уверен. Даже если сделать АГС сроком на три года, это все равно в полтора раза больше, чем обычная армейская служба. И уж совсем единицы захотят проходить ее четыре года, как это предусмотрено в принятом Думой правительственном варианте законопроекта об АГС.
Против альтернативной службы всегда активно выступало Минобороны, которое уверено, что она приведет к развалу армии. Однако, на мой взгляд, к развалу армии ведет как раз отсутствие альтернативной службы. В Уголовном кодексе есть статья, предусматривающая ответственность за уклонение от военной службы. Однако по ней привлекаются лишь единицы "отказников". Все судебные дела, как правило, заканчиваются в их пользу. Ведь есть два решения Конституционного суда, в которых четко написано, что реализация гражданами своего конституционного права законными способами не образует состава преступления. Право на альтернативную службу провозглашено в Конституции в статье 59 часть 3, которая является нормой прямого действия, даже при отсутствии закона об альтернативной службы. Сейчас многие молодые люди пишут заявления в призывную комиссию с просьбой предоставить альтернативную службу, ссылаясь на право, гарантированное Конституций. Но, поскольку соответствующего закона нет, они вообще нигде не служат. И те тридцать тысяч призывников, которые уклоняются от службы, как правило, знают о своих конституционных правах. После же принятия закона призывнику придется выбирать одно из двух: либо он служит в армии, либо проходит АГС. В случае же уклонения он будет привлечен к уголовной ответственности.
Очевидно, что отсутствие закона об альтернативной службе, которая является своего рода компромиссом между воинским долгом и совестью призывника, наносит ущерб интересам личности и государства. В Минобороны не могут этого не понимать. Такое ощущение, что принятие закона об АГС тормозится умышленно, чтобы и дальше разваливать российскую армию и унижать молодых людей.
Не стоит также забывать, что введение альтернативной службы - это промежуточный этап на пути к профессиональной армии. И тот, кто противится принятию закона об АГС, тормозит и профессионализацию наших Вооруженных сил. Все западные страны, которые перевели свои армии на контрактную основу, пришли к этому через альтернативную службу.
- Помимо Минобороны, есть еще какие-нибудь серьезные противники принятия закона об АГС?
- Наши национал-патриоты считают, что альтернативная служба не нужна. Некоторые православные радикалы тоже уверены, что никакого компромисса в этом вопросе быть не может и все должны служить в армии. Я больше двадцати лет прослужил в Вооруженных силах и считаю, что армия - это хорошая школа. Но если кто-то думает по-другому, надо если и не уважительно, то по крайней мере терпимо относиться к его выбору. Тем более если речь идет о религиозных убеждениях.
- Выражали ли традиционные российские конфессии свою официальную позицию по поводу законопроекта об АГС?
- Насколько мне известно, никаких письменных заявлений в Думу на последний вариант законопроекта официально не поступало. Патриарх Алексий II в ряде интервью говорил, что если служба в армии противоречит убеждениям человека, то ему необходимо предоставить право на альтернативную службу. Что касается других традиционных конфессий, то официальных высказываний их представителей на этот счет я не встречал.
- Каковы, на ваш взгляд, перспективы законопроекта об АГС. Будет ли он принят окончательно?
- Я в этом не уверен. У меня большой опыт участия в различных законодательных комиссиях, и я вижу, как противится принятию этого законопроекта Минобороны. А это очень мощная сила. Хотя и нынешний президент и предыдущий говорили, что этот закон необходим, и даже назначали какие-то конкретные сроки. Первый вариант закона был принят еще в декабре 1994 года, но потом его успешно провалили. Особого оптимизма по поводу нынешнего закона я не испытываю. Нет сейчас политической воли, необходимой для его принятия. Думаю, что идет просто игра в демократию, призванная показать, что власти не забывают этой темы. Вполне вероятно, что этот законопроект провалят, как и предыдущий.
- Даже в жестком варианте?
- Возможно, что в жестком он все-таки пройдет. Но лучше уж тогда вообще его не принимать. Потому что это дискредитирует не только институт альтернативной службы, но и Российскую Федерацию как демократическое правовое государство.
- А какие доводы против АГС приводит Минобороны?
- У него только один довод: все должны служить. Это очень хорошо заметно по действиям военных комиссариатов и призывных комиссий. Я сейчас защищаю одного молодого человека в городе Медногорске Оренбургской области, который по пацифистским убеждениям отказывается от службы в армии. По настоянию военкомата прокуратура возбудила против него уголовное дело. Встретившись с ним впервые, я обратил внимание, что он сильно хромает. Выяснилось, что пять лет назад у него была страшная травма ног и он без всякого пацифизма не годен к военной службе, что подтвердила и независимая медицинская комиссия. То есть по состоянию здоровья он даже не являлся субъектом данного преступления. И тем не менее его осудили за уклонение от призыва на военную службу. В перерывах судебных заседаний мне довелось поговорить с работниками военкомата и прокурором. Они объяснили, что город маленький, за этим делом все следят. Если этого парня не осудить, пойдет целый вал "отказников". Вот и судите, где здесь законность, а где целесообразность?