Саркофаг – это только первый слой защиты древнеегипетских мумий.
Фото из книги "Древние цивилизации". 1989
Ученые ныне очень осторожно относятся к артефактам далеких времен, понимая, что даже современные методы исследований довольно грубы и деструктивны. Но постепенно разрешающая способность научного инструментария повышается, что позволяет анализировать значительно меньшие образцы созданных человеком материалов и биологических тканей. Именно поэтому исследователям удалось добиться разрешения на анализ знаменитой Туринской плащаницы, доказав, что она была создана чуть ли не самим Леонардо да Винчи, поэтому не могла быть саваном для Христа┘
Все вышесказанное справедливо и по отношению к томографам, разрешение которых за два прошедших десятилетия повысилось чуть ли не в 10 раз. Вот почему сотрудники Университета штата Иллинойс в г. Урбана решили по новой просветить мумию, сложными путями попавшую в университетский музей. Нечто подобное уже делалось в 1990 году, тем более разителен контраст в скорости реконструкции компьютерных срезов, четкость и детализацию которых не сравнить с прежними. К тому же компьютер позволяет теперь, подобно фото на дисплее мыльницы, поворачивать срез как хочешь и рассматривать его под разными углами.
Известно, что агрессивные варвары-завоеватели высокоразвитых цивилизаций довольно быстро «перековываются», усваивая культурные достижения своих новых подданных. Нечто подобное произошло и с римлянами, пришедшими в эллинистический Египет, в котором своих усопших они стали хоронить по обрядам соотечественников фараонов. Сочетание культур можно проследить по фрескам римских склепов в Александрии, где искусные художники изображали не только Персефону-Прозерпину с ее мужем Плутоном. Последний правил всем подземным миром, который греки называли (в разных огласовках) Аид-Гад-Ад. Отсюда и наше прозвище обитающих под землей «гадов», или рептилий-пресмыкающихся.
Рядом с греко-римскими богами на фресках можно видеть и хорошо знакомого египтологам Анубиса с головой шакала и весами в руках. На них он взвешивал сердце умершего, изымаемое из тела при бальзамировании, без которого невозможно себе представить процесс создания-изготовления мумии. Анубис с его весами, отмеривающими степень греховности человека, был предтечей чистилища и Страшного суда, а также символом продолжения жизни и в подземном царстве. Христиане лишь добавили к этому идею небесного рая, не тронув и не исказив картины мучений грешников в огненной Геенне (так жители города «Святого мира» называли свалку за его стенами, где часто происходили возгорания с присущими им чадом и вонью).
«Упаковка» мумии внутри саркофага. Фото из книги «Древние цивилизации». 1989 |
Руководила работой Сара Виссеман, автор книги «Виртуальная мумия», в которой изложены результаты комплексного исследования. Компьютерное сканирование показало, что в деревянном саркофаге находится мумия ребенка в возрасте семи–девяти лет, у которого еще сохранились некоторые молочные зубы, хотя уже полезли и постоянные. Возраст мумии был определен по радиоактивному углероду-14.
Особенностью данной римской мумии примерно 100 года нашей эры является то, что кисти рук ребенка сложены не на груди – как у египетских, – а в паху. К сожалению для ученых, такое положение рук не дало возможность определить пол ребенка. Не помог пока решить загадку и анализ ДНК, поскольку известно, что высушивание тканей тела в процессе мумификации производилось с помощью едкой щелочи, добывавшейся из нильского ила, которую египтяне называли «натр» (на самом деле – ntr, поскольку у них не было гласных).
Томограф позволил рассмотреть идущую по краю туники пурпурную полосу. Было сделано предположение, что для нее был потрачен весьма дорогостоящий пурпур, привозившийся из далекой Иберии-Испании. О высоком социальном статусе семьи ребенка свидетельствует также массивная позолота, хорошо видная на дисплее компьютерного томографа. По примеру мумий Фаюмского оазиса на груди ребенка был укреплен его портрет, но и по нему нельзя с определенностью сказать, был ли это мальчик или девочка. Не смогли ученые определить и причину смерти ребенка.
К выходу книги было приурочено начало симпозиума, темой которого явилось «Возвращение мумии: Новые результаты, полученные с помощью обработки компьютерных изображений египетской мумии». В симпозиуме помимо Виссеман приняли участие профессор патологии и дерматологии одного из медколледжей, а также сотрудники музея при Институте ориентальных исследований Чикагского университета. Как говорится, новые технические возможности резко повысили интерес научной общественности к египтологии, давно уже вроде бы покрытой пылью веков.