Одна из лучших экспертных организаций Новосибирской области оказалась на грани разорения. А все потому, что это - научное учреждение с мировым именем.
Когда СССР держал курс на развитой социализм и последующий коммунизм, а до горбачевской эпохи еще были десятки лет, первый директор Института ядерной физики Сибирского отделения РАН академик Андрей Будкер уже видел очевидную пользу от ускорителей элементарных частиц для народного хозяйства страны. Но заниматься в институте строительством ускорителей на встречных электрон-позитронных пучках (ВЭПП) означало отвлекать огромные материальные, научные и рабочие ресурсы от реализации исследовательских задач. Тогда Андрей Будкер выдвинул идею эксперимента - перехода ИЯФа на договорные отношения с потенциальными покупателями установок. Другими словами, институт получал право назначать свою цену на ВЭПП. Полученная прибыль, согласно условиям эксперимента, должна была направляться на развитие института. Председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин поддержал идею Будкера. Так в 1966 г. в море социализма появился островок капитализма - Институт ядерной физики.
Правда, идея пробивалась тяжело. Руководство ИЯФа пошло даже на бесплатную демонстрационную установку ускорителей на элеваторе Одесского морского порта. Дело в том, что пока зерно, купленное за рубежом, везли до Одессы, в нем размножался долгоносик. Насекомое поедало до 6% валютного зерна. Установки ИЯФа уничтожали долгоносика, не нанося вреда зерну. Кстати, не так давно в институте узнали, что их ВЭППы до сих пор работают в Одесском порту. В Новосибирске тогда не удалось осуществить даже бесплатную установку ВЭПП. А ведь сейчас ияфовские промышленные ускорители - самые популярные в мире.
Андрей Будкер когда-то сказал: "Чем должен отличаться промышленный ускоритель от научного? Тем, что он должен работать, даже если оператор в доску пьян". Как ни странно, идеи 60-х помогли институту выстоять в середине 90-х, когда наука оказалась на грани развала. И не только выстоять, но и начать развитие.
В конце прошлого года в ИЯФе начали эксперименты по обеззараживанию почты от вируса сибирской язвы. Уже на первых этапах исследования дали хороший результат. Готовят ускоритель и для экспериментов с другими вирусами. Рядом находится Государственный научный центр вирусологии и биотехнологии "Вектор". Грех не воспользоваться его "коллекциями" вирусов. Недавно некоторые средства массовой информации сообщали о новом проекте ИЯФа - лазере на свободных электронах. Реализация этого проекта откроет новые возможности в освоении космоса. В частности, ученые обещают с помощью лазера на свободных электронах создать новую микроэлектронику, которой не страшны ни космические излучения, ни ядерные взрывы. Кроме этого, ияфовский лазер будет способен с Земли "заряжать" солнечные батареи космических станций, что, в свою очередь, сделает реальным промышленное производство в космосе.
До сих пор множество проектов НИИ ядерной физики СО РАН вел за счет собственных средств, которые он зарабатывал от продажи ускорителей за рубеж. Например, постройки ВЭПП-2000 или уже упоминавшегося лазера на свободных электронах и многого другого. Это огромные затраты, исчисляющиеся миллионами долларов. Естественно, под коммерческие проекты ИЯФ брал кредиты в банках. С начала нынешнего года все бюджетные организации, в том числе научно-исследовательские институты Сибирского отделения РАН, переводят на обслуживание в казначейство. Вроде бы с благой целью - сделать прозрачными бюджеты госучреждений. Однако теперь ИЯФ не может взять кредит в коммерческом банке, так как госбюджетной организации запрещено кредитоваться у банкиров. Теперь, как считают многие сибирские ученые, их вынуждают открывать при институтах малые предприятия, которые будут брать кредиты. Они не понимают, зачем городить огород там, где все уже работает, как часовой механизм? Достаточно сказать, что ИЯФ входит в число лучших экспортеров Новосибирской области.
Новосибирск