TРУДНО себе представить, чтобы на привычный вопрос "Ваша любимая книга?" кто-то ответил: "Учебник". Даже на вопрос об "интересной книге" учебнику также скорее всего не повезет. Между тем и учебник может быть очень интересным. Это подтверждает выпуск издательством "Просвещение" целой серии принципиально новых изданий - все они победили в конкурсе по созданию учебников нового поколения для общеобразовательной школы, проводимом Национальным фондом подготовки кадров и Министерством образования Российской Федерации.
Вот эти учебники: "Физическая география. 6 класс", "География: материки и океаны. 7 класс" О.В. Крыловой; "Английский язык" для 10-11-х классов В.П. Кузовлева; "Геометрия, 7" А.Л. Вернера, В.И. Рыжика и Т.Г. Ходот; "Математика, 10" А.Л. Вернера и А.П. Карпа; "В мире немецкого языка, 10" Е.И. Пассова и В.Б. Царьковой. Сразу привлекает внимание их внешний вид - качество полиграфических материалов, бумаги, отделка переплетов, красочное оформление внутри книг. Прежде подобным образом оформлялись и печатались так называемые улучшенные издания, которые впоследствии отправлялись на книжные выставки и становились тем самым витриной отечественного книжного искусства. На учебник как наиболее массовый тип издания такая роскошь обычно не распространялась.
Однако новизна внешним оформлением, цель которого - привлечь для начала внимание читателя, не исчерпывается. Эти книги действительно нельзя не заметить на прилавке или книжной полке. Их невольно хочется взять в руки и полистать.
Тут-то и начинается принципиальная новизна этих книг, заключающаяся, если говорить кратко, в ином отношении к учебнику как самому типу издания.
Дело в том, что в послевоенные годы, когда особенно остро возникла необходимость выпуска многомиллионными тиражами бесплатно выдаваемых учебников, сформировалась своего рода традиция - делать учебник максимально дешевым. Экономили на всем, в первую очередь на бумаге и переплетных материалах, на оформлении, красочности. Естественно, при таких обстоятельствах большинство учебников с точки зрения художественного оформления и полиграфического исполнения выглядели однообразно, уныло и подчеркнуто серьезно, хотя и были качественными по содержанию. Перечисленные обстоятельства просто сковывали инициативу в поиске новых, выразительных подходов к подаче материала.
Между тем поле для поиска более эффективного представления информации в учебной книге весьма обширно. Информация эта по своей природе неоднородна, как бы двухслойна. С одной стороны, это текстовые материалы, с другой - иллюстрации: рисунки, фотографии, схемы, карты, чертежи, графические знаки. Причем с точки зрения психологии восприятие этих двух информационных слоев отнюдь не равноценно. Текстовая информация воспринимается человеком труднее, поскольку связана с процессом чтения, запоминания, умозрительных сопоставлений и так далее. Напротив, визуальная информация усваивается легко, непосредственно, непроизвольно остается в зрительной памяти, то есть имеет целый ряд психологических предпочтений. Не случайно мы с большим удовольствием рассматриваем альбомы по искусству, фотоальбомы, книги с большим количеством хорошо выполненных иллюстраций. Глаз охотно перемещается с одного изображения на другое - процесс, напоминающий туристическую прогулку с рассматриванием достопримечательностей. В этом случае часто бывает необходим и поясняющий текст, та или иная справка: подписи, комментарии, разъяснения, цитаты по тому или иному вопросу, но и эти тексты мы читаем уже с большей заинтересованностью.
На этом принципе и основывается новизна рассматриваемых учебников: на активизации процесса восприятия содержания издания за счет усиления его визуального ряда. Иными словами, осуществляется более органичная связь текстовых и визуальных элементов с целью донесения смысла учебного издания до читателей. Если традиционно иллюстрации, карты, чертежи, схемы дополняют текст, играя второстепенную роль, то теперь мы должны говорить о синтезе текстовых и иллюстрационных материалов. При этом сам текстовый набор подвергается визуализации с помощью выделения тех или иных его частей цветом, различными начертаниями шрифта.
Здесь на успех можно рассчитывать только в том случае, когда организуется слаженная работа всего авторского коллектива, в состав которого входят как авторы-составители учебника, так и художники-оформители, иллюстраторы, художественные редакторы, верстальщики.
В связи с изменением взаимодействия информационных слоев новой учебной книги особая нагрузка ложится на составителей текстовых материалов. Эти материалы подвергаются серьезной структурной проработке. При этом решается двуединая задача: с одной стороны, дается сумма необходимых, предусмотренных школьной программой сведений, с другой - развивается самостоятельность мышления, активное отношение к изучаемому материалу. Каким путем решается такого рода задача? Каждый раздел, вопрос, пункт формулируется кратко, четко, отмечается специальной рубрикой. Например, в учебнике "Геометрия, 7" А.Л. Вернера в разделе "Вопросы и задачи" выделяются подрубрики (подразделы): "Смотрим", "Доказываем", "Исследуем", "Рисуем и строим" и т.д. Таким образом, уже самой рубрикой, как командой, мобилизуется мышление, ему дается конкретное направление, при этом локализуется сама задача. В учебнике "Физическая география. 6 класс" О.В. Крыловой наряду с текстами для чтения даются географические задачи, которые учат рассуждать над предложенными вопросами, надежно закрепляя прочитанное в памяти. Авторы стремятся выбрать и доверительную, соответствующую настроениям подростков интонацию изложения материала, где это возможно - приблизить их тематику к интересам и даже моде современной молодежи. Каждому виду текстового материала: основному тексту, дополнительному, цитатам, подписям, задачам, вопросам и т.п. - присваиваются соотнесенные между собой визуальные характеристики, знаки, сигналы, по которым мы в любой части книги без труда узнаем их.
Когда проработаны все иллюстрационные материалы, продуманы все графические характеристики текстов, наступает этап "сборки" собственно книги. Усилиями художественного редактора, художников, верстальщика создается единая визуально-текстовая композиция по законам книжного искусства: материалы ритмически располагаются на разворотах таким образом, чтобы глаз читателя двигался по заданному "маршруту"; при этом развороты не должны быть перегружены или монотонны. Задача и искусство заключаются в том, чтобы увлечь читателя интересным иллюстрационным материалом, изобразительной, живой компоновкой всех элементов книги, краткостью, точностью, доступностью текстовых материалов, яркостью цветовых отношений. Таким образом, максимально облегчается процесс восприятия учеником содержания учебного материала, процесс обучения становится увлекательным, интересным занятием, похожим на просмотр художественного фильма.
В завершение нужно отметить, что без современной компьютерной техники создание нового учебника было бы крайне затруднено. Мне приходилось в 70-80-е годы неоднократно бывать в издательстве "Просвещение". Оказавшись недавно в его стенах, я не узнал издательства. Оно изменилось столь же разительно, как и новые учебники: красивые холлы, коридоры, цветы, просторные кабинеты-отделы, обставленные современной мебелью, за самыми современными компьютерами сидят наборщики, верстальщики, художественные редакторы. Это совсем другая эпоха, и есть неумолимая логика в том, что старые решения, старые принципы создания учебника вытесняются, замещаются более современными, рассчитанными на современное сверхвизуализированное восприятие детей. Очень важно, чтобы школьник не боялся учебника, а любил с ним работать, с интересом рассматривать, читать его. Это действительно новое поколение книг, и хочется надеяться, что это только начало пути, по которому двинулось издательство "Просвещение", которому в этом году исполняется 70 лет. &