ТЭФИ – муки выбора.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)
Отшумела ТЭФИ. Осадок остался. В основном - недоумение. Мы считаем себя демократическим обществом. Телевидение таково, каково общество – не хуже и не лучше. Итоги ТЭФИ-2007 показали, что демократия здесь была бы возможна лишь в том случае, если бы академики голосовали тайно. Надо думать, именно открытость процедуры заставляла многих своим выбором грешить против здравого смысла. Стало быть, отказ от демократических принципов в процедурных вопросах неизбежно ведет к провалу и превращает всю затею в фарс, в бессмысленную пародию на самое себя.
В приветственной речи президент телеакадемии Владимир Познер призвал коллег голосовать умом и немного сердцем. Господа академики не послушались и в большинстве случаев голосовали не умом и сердцем, а похоже, спинным мозгом – так, чтобы результат нравился руководству их каналов, причем нимало тем не смущаясь и даже пересмеиваясь.
Потрясением номинации «Профессии» стало то, что лучшей информационно-аналитической программой были признаны «Вести недели» («Россия») с Андреем Кондрашовым, а не «Неделя» с Марианной Максимовской (РЕН ТВ) – итоговая программа с максимально объективной подачей информации (и минимальной авторской оценкой). Третья указанная в номинации программа, томская «Час пик. Суббота», вообще не получила ни одного голоса┘ Другим потрясением стало присуждение телесериалу «Ленинград» – фильму слабому и неправдивому, эдакому голливудскому варианту блокады, – нескольких наград: за лучший сценарий, за лучшую режиссуру, за лучшую операторскую работу (через день, на церемонии «Лица», он получит еще парочку «Орфеев» – как лучший мини-сериал, плюс академики наградят Ольгу Сутулову за исполнение женской роли). Что можно было бы еще как-то стерпеть – тема святая и пр., если бы почти в каждой номинации «Ленинграду» не противостоял – и, получается, проигрывал – фильм Николая Досталя «Завещание Ленина». Фильм удивительной органичности, в котором не прозвучало ни одной неверной ноты (уже не говоря о его не менее святой теме).
Многие поздравляли Максимовскую: мол, оказаться по одну сторону с Досталем дорогого стоит. Так-то оно так, но для чего тогда телеакадемия и этот вот телевизионный праздник раз в году, если лучшие остаются за бортом?.. Разве она создавалась не для того, чтобы выделять образцы профессионального мастерства, поддерживать их и тем самым развивать искусство телевидения? Если все происходит с точностью до наоборот – давайте признаем: профессионализм нынче ничего не решает, а решает название канала, количество аффилированных голосов и вложенных в проект денег.
Думается, «Ленинграду» не получить набора «Орфеев», представляй его не Первый, а какой-либо другой канал. Уже 19-го («Профессии») стало ясно, что ТЭФИ-2007 есть триумф Первого, который «взял»12 наград. И что его не догонят (особенно по части крупномасштабных развлекательных проектов). 21-го («Лица») это подтвердилось – еще 12 премий отошло Первому каналу. Лучшая информационная программа у нас, оказывается, «Время» (а не итоговый выпуск РЕН ТВ «24», как казалось некоторым. Третьими в номинации значились «Вести», «Россия»). Лучшая ведущая информационной программы – Екатерина Андреева (представлены также Андрей Норкин, «Сейчас в России», телекомпания «Эхо»; Дмитрий Киселев и Мария Ситтель, «Вести», «Россия»). Лучший ведущий информационно-аналитической программы – Петр Толстой, «Воскресное «Время», а не опять-таки Марианна Максимовская, уже не говоря о Юлии Мучник («Час пик.Суббота», Томск). При вручении данной награды демонстративно встал и вышел из зала академик Владимир Молчанов, как оказалось, в качестве протеста против неприсуждения премии Максимовской.
Позднее президент академии Владимир Познер скажет журналистам, что и он удручен итогами голосования, и если бы он был среди голосующих – отдал бы свой голос за Марианну. Кстати сказать, когда выпало равное количество голосов в номинации «Ток-шоу» («Культурная революция», «Культура»; «Пусть говорят», Первый канал) «Закрытый показ», Первый канал) – Познер своим президентским правом выбрал «Закрытый показ» с Александром Гордоном – вкуса и профессионализма ему не занимать. Поэтому, обнаружив его голос, поданный за «Ленинград» (номинация «Лучший телевизионный мини-сериал»), я удивилась и спросила: почему? «А за кого там было голосовать?» – весьма сердито ответил Владимир Владимирович.
В номинации значились «Турецкий гамбит» (Первый канал) и «Ненормальная» (ОТРК «Югра») – фильм, который в кулуарах очень хвалили и который прошел в финал еще в двух номинациях – «Сценарист» (Надежда Птушкина) и «Исполнительница женской роли» (Ольга Прокофьева), но не получил ничего.
Что ж, если приходится выбирать лучшее из худшего, почему бы просто не отказаться от голосования? И почему бы не отказаться от открытого голосования, которое, как оказалось, ТЭФИ не показано – люди боятся потерять работу (дружеское расположение и т.д.), открыто выражая свою оценку того или иного телевизионного продукта? Наверное, открытым голосование задумывалось как сдерживающий фактор – ставить себе «пятерку» на глазах сообщества не очень чтобы ловко┘ Раз это не срабатывает и всем все ловко – почему бы не ввести вето: не голосовать тому, кто имеет отношение к голосуемому продукту? Из этических соображений. А то корпоративное голосование есть, а корпоративной этики – нет.
На «Лицах» зал трижды заметно оживлялся и долго аплодировал. Когда на сцену вышел Николай Дроздов (ТЭФИ – «За личный вклад в российское телевидение») и они с Владимиром Познером спели пару куплетов из «Бременских музыкантов», особо упирая на строчки: «Нам дворцов заманчивые своды не заменят никогда свободы». Когда в номинации «Ведущий развлекательной программы» победил Иван Ургант («Цирк со звездами»), обойдя Максима Галкина («Вечер с Максимом Галкиным») и Лолиту Милявскую с Александром Цекало («Две звезды»). И когда в номинации «Телевизионный художественный сериал» 15 голосами «за» было признано наконец победителем «Завещание Ленина»!
Специальным призом академии была отмечена легендарная программа «Взгляд», которой в этом году исполняется 20 лет. На сцену вышло достаточно много людей, в том числе и генеральный директор Первого канала Константин Эрнст, но почему-то не было Александра Политковского и Владимира Мукусева. А ведь для телезрителей «Взгляд» 87-го года – это прежде всего «великолепная пятерка» ведущих: Любимов, Захаров, Политковский, Мукусев и покойный Листьев. «Орфея» Александру Любимову, ныне вице-президенту ТЭФИ, вручал первый президент страны Михаил Горбачев. Вспомнив былое («Саша крикнул: «Михаил Сергеевич, когда же вы придете во «Взгляд?» – «Когда наши взгляды совпадут», – ответил я. А вот сейчас и хотел бы дать интервью, но никто не просит»), Михаил Сергеевич перешел к настоящему и посетовал, что, когда открывал больницу для детей, больных лейкопенией, второй канал это показал, а Первый – нет┘
Фото Алексея Калужских (НГ-фото) себя в своей тарелке, надо привыкать к изыскам.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
В трансляции церемонии ТЭФИ тем же вечером по каналу СТС этих слов не прозвучало. Как и слов Николая Дроздова «У нас на телевидении демократия», встреченных хохотом зала. Понятно, что не прямая трансляция – это всегда какие-то урезки в честь экономии времени и т.д., но почему же надо урезать слова Горбачева, а не, к примеру, пустопорожний щебет прелестниц-ведущих?
Под конец – о ТВ Центре, канале, который успешно развивается и доказал это пятью завоеванными наградами (в прошлом году он получил одного «Орфея»). За фильм Сокурова «Элегия жизни. Ростропович, Вишневская», который победил в трех номинациях: «Лучший документальный фильм», «Лучшая режиссерская работа», «Лучшая операторская работа». За лучшую программу для детей (и не только!) «Сто вопросов взрослому», которая ухитрилась получить целых 18 голосов. А Леонид Млечин признан лучшим сценаристом документального фильма за цикл «Женщины, мечтавшие о власти». Мультимедийный образовательный проект ТВ Центра «История государства Российского», увы, награды не получил.
Еще одно разочарование – ненаграждение лучшей юмористической передачи (и единственной импровизационной на нашем телевидении) «Слава богу, ты пришел!» (СТС). Ее и многократного лауреата ТЭФИ «Городок» («Россия») обошел «Вечер с Максимом Галкиным» (Первый канал). Столько разговоров о качестве юмора на телеэкране: и ниже пояса он, и калечит нацию; критики возмущаются, общество обеспокоено┘ Но вот появилась передача – остроумная, со вкусом. И ничего...
Рассказ о церемонии ТЭФИ-2007 хочется закончить словами режиссера Николая Досталя, сказанными им на сцене ГЦКЗ «Россия» 21 сентября: «Чудны дела твои, Академия российского телевидения».