0
1452
Газета Антракт Интернет-версия

28.06.2002 00:00:00

Так жить можно

Тэги: киселев, украина, скачки, ипподром


То ли летом краски ярче, то ли впечатления сильнее, но вдруг привиделась совершенно ясная, но фантастическая картина - завершение эры машин и механизмов. Люди вместо техно выбрали экологию, оставили автомобили и пересели на лошадей. И именно этих людей мы застали в пригороде Киева на традиционном уже (проводится в третий раз) Киевском дерби. Дерби у нас - это скачки с препятствиями по пересеченной местности. Скачут здесь и любители, и профессионалы. Призовой фонд небольшой - 4 тысячи гривен (поменьше 25 тысяч рублей). А любители вообще сами сбросились в шапку: скакать - так за интерес. И любители эти - люди совсем уж странные. Так все это любить, чтобы лошадь купить, да кормить ее, поить и в конюшне - часто специально для нее построенной - содержать. Конечно, любители эти чаще всего люди состоятельные. Но со своими представлениями, своей ментальностью. По крайней мере в этом убеждена президент Федерации конного спорта Украины Ирина Мусиенко. Она полагает, что люди эти имеют специфическую "лошадиную" философию - честны, прямы и благородны, добры и искренни и много всяких еще "и", которые и в жизни им сильно помогают. Лошадь, словом, развивает лучшие человеческие качества. Более того, любителей конный спорт поддерживает - он помогает в бизнесе, выборе партнеров и друзей. И вот еще: лошадь способствует духовному и интеллектуальному возрождению государства. И свидетельство тому уже есть. Нынешнее дерби почтили представители высшей власти Украины, и уже на следующий день в верхах было принято решение, вполне радостное для лошадников, - через полтора месяца в Киеве впервые пройдут скачки на Кубок президента. Раньше на Украине никто не считал Леонида Кучму поклонником верховой езды (в прошедших заездах участвовала только лошадь Виктора Ющенко), но, возможно, и он вскоре приобщится.

Так или иначе, но украинское общество было, без сомнения, сплочено этим конным праздником. Сотни людей прибыли в подкиевское Пирогово - национальный музей архитектуры Украины, где проводились скачки. И место это выбрано было не случайно - красоты оно писаной. На территории в несколько десятков гектаров, где и леса, и поля, и луга, возведены церкви, мельницы, хаты. Каждый двор передает архитектурные особенности домостроительства всех областей Украины. Домики разных цветов и размеров утопают в цветущих садах. И, переходя от постройки к постройке, как бы путешествуешь из хутора в хутор, которые охраняют колоритные хлопцы в шароварах и с незабываемыми чубами на головах. Множество людей приезжают в Пирогово и в выходные, и в будние дни напитаться своеобычным украинским колоритом. На дерби подтянулись не только киевляне. Наездники из Луганской, Николаевской, Херсонской, Львовской областей прибыли на своих лошадях и со своими болельщиками. Среди болельщиков наблюдалось множество болельщиц. Пока кавалеры занимались чисто мужскими занятиями - соревновались в ловкости в седле, их дамы развлекали себя занятиями чисто женскими. Впервые в этом году на национальном дерби был устроен парад шляпок. Чтобы не отвлекать от главного ни мужчин, ни лошадей, шляпное дефиле проходило между заездами. Девушки демонстрировали собственные достижения в области шляпного искусства, чем привели и себя, и публику в невероятное воодушевление. Были просто шляпки и сложно шляпки - с лошадками, с живыми цветами, со страусиными перьями, выкрашенными в цвета российского триколора. Одна из участниц создала целую шляпную декорацию - она вышла на подиум с двумя своими далматинцами. Забавно, но конкурс выиграла юная жительница Санкт-Петербурга, приехавшая на Украину в гости. На дерби была замечена и российская делегация во главе с русским писателей Андреем Битовым, которая приехала поддержать российского участника известного телеведущего Дмитрия Киселева. Дмитрий работает на Украине около двух лет, возглавляет информационную службу одной из самых популярных телекомпаний ICTV. Живет в местечке Пуща Водица, что в пригороде Киева. Привез из Москвы своих четырех лошадей, построил для них конюшню, манеж. Затем обустроились место для пикников и сеновал для гостей, появились газоны, цветники, запели птицы - возник целый мир, родившийся из его собственных представлений о пространстве, в котором можно жить. Этому Дмитрий Киселев и посвящает себя в Киеве.

- Дмитрий, у вас получается такая поместная жизнь, зачем вам все это?

- В советские времена города строились вокруг заводов, и эта особенность градостроения предполагала определенный образ жизни, который предлагался советской властью. Вероятно, в какой-то момент это считалось некой романтикой, а сейчас просто настоящее горе, когда человек сделан придатком завода, а если обобщить - придатком труда. То есть труд - единственное оправдание существования человека. И жизнь, и образ ее ограничивался работой. Но жизнь ведь больше работы. Если мы труд делаем лишь компонентом жизни, все становится на свои места. И для меня это стало реальностью.

- Вы решили задачу: "Жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить"?

- Конечно. Поработал-заработал и потом начинаешь жить. Если труд погружен в контекст других свободных занятий, то тогда и понятно, для чего мы едим.

- Какие стадии вы прошли до нынешней организации своих свободных занятий?

- Я 10 лет трудился на крупнейшей радиостанции мира - было такое Московское радио, которое вещало на все страны мира на 72 языках до 300 часов в сутки. Конечно, этот труд был низкооплачиваемый, и у меня, как и у многих, возникал протест - ведь люди в результате стали меньше жить, а производили только некий ожидаемый от них и заказанный властью продукт. А что не было заказано, что они производили сами - это не было никем востребовано, и общество было так воспитано. А потом, когда возникла возможность поднять голову и оглянуться, я лично понял, что надо заниматься любительством, потому что любительство - всегда свободный выбор, форма свободы. И надо создавать самим общество вокруг себя, которое тоже творит свободно. Это творчество своего образа жизни.

Я понял, что мы живем в стране и в богатейшей культуре, которая осталась, и можем делать сами все что угодно. И наши люди внутренне гораздо свободнее, чем люди на Западе, и это западных людей шокирует. Мы не вписываемся в их рамки и представляем из себя совершенно другой тип человека разумного.

- И жить с нами для них подвиг.

- Да, подвиг, и они гордятся, когда получается, но долго не могут. У меня была жена-англичанка - очень сильный человек. И все-таки она была вынуждена по каким-то своим внутренним соображениям избрать другой образ жизни, уехать отсюда и вернуться в Европу. Так что для них это подвиг; как мы, они не могут, не так устроены. А мы прекрасно можем перемещаться в разные пространства и места и можем органично ощущать себя в разных временах, и нас это нисколько не смущает. Нам необязательно иметь высокую техническую вооруженность, как японцам, которые без техники себя не представляют и себя выражают в железках и микросхемах, которые уже становятся частью самого японского человека. Каждый наш человек может позиционировать себя как хочет. Мы постоянно открыты, нас ничто не ограничивает - бездна наверху, бездна внизу. Но это часто и сковывает, потому что у нас нет опорной стенки. Внутренне мы понимаем, что все можно, все доступно и все свободно. У одних это выражается в хамстве и движении по встречной полосе, а у других в размышлении, красивых занятиях и свободном распоряжении временем. Западный человек не в состоянии распоряжаться своим временем свободно, у него все расписано, все запланировано - это его стиль. А мы чувствуем себя в океане времени. Кого-то это ломает, и он не выдерживает такого вызова. А другие оказываются очень продуктивными и красивыми в этом полете по времени.

И еще мы природные, дикие люди. Вот вам приятно прокатиться зимой в санях в валенках, и вы считаете, что это достойное применение вашего времени. А время - это жизнь, и получается, что для вас это достойное применение жизни. И вы ощущаете себя счастливым человеком. У нас ведь совершенно другое представление о счастье, которое не укладывается никуда. Такое языческое состояние, и я как-то пришел к этому.

- Ваш способ достойного применения времени?

- Я занимаюсь лошадьми, но как абсолютный любитель. Вероятно, я мог бы заниматься этим профессионально - прыгать через барьеры наравне с мастерами спорта, сделать какой-то завод. Но тогда это превратилось бы в работу. А работа вызывает у меня внутренний протест. Естественно, я работаю, и много (у меня ежедневная 45-минутная программа и еженедельная часовая - обе идут в прямом эфире по телевидению в прайм-тайм). Мне помогает то, что отношусь я к этому как к хобби, поэтому я счастливый человек.

Вообще в этом мире ничего не стоит заработать денег, ничего не стоит развлечься. Сложнее все это сочетать. Если вы нашли такой способ, вы счастливы. Вы чувствуете себя полноценной частью мира. И место вашего пребывания не имеет никакого значения. Сейчас вот живу на Украине, и центр жизни - я, земля, природа, которая меня окружает. И это просто моя жизнь.

- Вы покинули Москву почти два года назад. Почему вы устроили свою жизнь здесь именно так?

- Так - потому что мне повезло. Я живу в пригороде Киева, в Пуще Водице. И мне на какое-то время разрешили здесь пользоваться помойкой - это хозяйственный двор санатория, где была свалка, бетонорастворный узел, металлолом, блоки, сваи. Я вывез отсюда все, включая несколько машин битого стекла. И попытался создать свою территорию (это не моя собственность), сделать ее максимально красивой и без шика, без лишней роскоши - излишества лишают шарма. Вот так и получилось это пространство - конюшня.

- Я бы даже назвала это поместьем. Дмитрий, и вы сделали все это своими руками?

- Да, многое сделал своими руками, и помогло то, что с детства приучен к физическому труду; ну и попросил людей мне помочь. Но реализовывал свои идеи. И это произведение отражает мой характер, мой взгляд на жизнь.

- Вы вложили в конюшню собственные средства. Сколько, если не секрет, и не жалко ли денег?

- У меня нет строгого бюджета. Скажем так - тысячи долларов. Но конкретная цифра не принципиальна. Речь идет о значительной части моих ресурсов, и это не пустяковые суммы. Но денег мне абсолютно не жалко, потому что увлекает сам процесс. И когда мне замечают, что это не мое и зачем я тут строю все новое, мне странно. Как и дети, взрослые должны смотреть на красивое. И человек, создающий красоту, чувствует себя по-иному. Конечно, я уеду отсюда и мне это не достанется, но у меня будет очередной опыт в жизни - опыт создания красивого. Я буду испытывать чувство удовлетворения и чувство собственной пригодности для жизни и для мира, что я облагородил кусочек земли. И если бы так делал каждый, то наша страна - Россия - была бы замечательной.

И еще очень важно ощущать пространство, его размер. Пространства должно быть и не много, и не мало, оно должно быть соразмерно человеку. А что мы? Сейчас строят в России дома по тысяче-две метров и ездят в крупных автомобилях по нескольку тонн весом - все это несоразмерно человеку, человек теряется. И вот сидит он внутри этого большого дома, обнесенного забором, и смотрит. А кто он и в чем его предназначение? Он не осмеливаются даже задать себе вопрос: зачем он? Не говорю уже о том, чтобы на него ответить.

- Многие говорят, что наступает гибель технократической эры.

- Скорее бы она наступила - гибель этой эры, чтобы мы использовали меньше металла и меньше кирпича. И мне нравится протестовать против жизни online, когда шевелится у человека один палец, с помощью которого он заказывает себе и продукты, и секс по интернету, и подобие духовной жизни, и любую другую фантазию. Я понимаю, что такие люди погибают. Они теряют запахи, теряют эмоции, теряют движение, теряют общество, теряют юмор, который становится более злорадным. Они не чувствуют боли - потому что в компьютерах нет ни физической, ни душевной боли. Мне даже иногда нравится получать травмы и ощущать боль от порезанного пальца, потому что понимаешь - ты живой. Это реальность - это offline. Жизнь с запахом, цветом, шелестом, звуками. Жизнь с потом мне представляется настоящей.

- Вы дали работу людям, которые поддерживают обустроенное вашими идеями пространство. Как они к вам относятся? И вообще как относятся к вам здесь?

- Я считаю, что вообще здесь люди ко мне относятся хорошо - я их вдохновляю, а они меня. Получается мир совершенно другой. В конце концов цель жизни в создании гармонии, в отражении времени через себя. Я считаю, что отражаю определенные тенденции - если не настоящего, то будущего. В жизни надо сделать счастливым хотя бы одного человека, и я стараюсь сделать таковыми людей, которые у меня работают. И это дает серьезную твердую опору. Каким-то образом я влияю на мир - без PR и выспренности, без надрыва и истерики, я считаю, что меняю землю. И меня это делает счастливым человеком. Этот образ жизни предопределен духовными ценностями. И это не просто крестьянство и не просто барство с отрицательными оценками, а это полноценная и гармоничная жизнь.

- Помещиком (нет собственности) я вас не назову, но барином - без всякого сомнения. Трудно ли работать барином? Это ответственность за людей, землю и все, что рядом?

- Это очень серьезная ответственность. Но у меня нет ничего более счастливого, чем то, что вы называете барством. Дать смысл жизни людям и ощутить себя вполне осмысленным существом. Хотя это необязательно включает понимание. И трудно найти людей, которых подбираешь себе в компанию (они ведь тоже со своими характерами). Советская власть уничтожила многие наши представления. Не все могут быть господами, применяя нынешнюю терминологию, не все могут быть менеджерами и принимать решения. Многие готовы исполнять какую-то функцию, которую им кто-то предлагает. Оба эти качества (решать и исполнять) были утрачены, и теперь приходится все это реставрировать. Существуют разные формы реставрации - икон, зданий, здоровых человеческих отношений - уважительных и достойных. Кстати, со всеми людьми, которые у меня работают (конюхи, берейтор), мы на "вы". И я слежу, чтобы обязательно достоинство каждого человека было сохранено. Это непросто, для нас непривычно, потому что у нас привилось какое-то панибратство, амикошонство и еще черт знает что. Создать автономную гармонию тоже достаточно трудно. И отношения в ней должны быть русскими.

- Что такое русские отношения?

- Русские отношения - душевные, и в них есть большой диапазон: русские могут и подраться, и помириться. Они основаны на любви, необязательно на сексе. И правильно, что в мире сейчас разделили секс и любовь, и это вполне соответствует русскому характеру. В Германии проститутки ранжированы, как работницы сервиса, им платят пенсию и т.д. Но там это сделано через политкорректность, а у нас все это в какой-то степени в свете своеобразия русских отношений. Меня сейчас очень привлекают постсексуальные отношения, потому что строительство любви необязательно основано и связано с сексом, который часто в Советском Союзе был неоправданно сильно, гипертрофированно романтичным - либо, наоборот, скабрезным. Построить нормальные любовные отношения с человеком, с людьми - вот главная задача, и она не из легких. И в этом специфика именно русских отношений. Без визитной карточки фирмы, где служит японец, например, он - никто. Мы же смотрим друг другу в глаза, пожимаем друг другу руки, ощущаем тепло человека, и вот она - визитная карточка. У нас мы есть. Мы часто стесняемся этих разговоров - по существу. Но если мы будем стремиться быть открытыми и добрыми и изволим построить свою жизнь по любви, по доброте, нормальному расчету, без алчности, тогда каждый из нас ощутит тихое счастье и проснется в любви, гармонии и красоте рожденного им мира счастливыми.

Так жить можно.

Киев-Москва


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1975
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1253
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
925
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1221

Другие новости