Выставка "Пиковая дама" (Жизнь в картах. Карты в жизни) открыла неожиданные стороны русской культуры. Идея эта зародилась у сотрудников Исторического музея, где собрана крупнейшая в России коллекция (11 000 предметов - около 300 колод) еще в советские времена. Однако об осуществлении такого проекта в те годы даже и помыслить было невозможно. Теперь же все это великолепие можно увидеть в одном из залов музея.
Карты - лист или свиток для письма и уменьшенные обобщенные изображения. Это бланк с перечнем разнообразных сведений. Они отображают жизнь и играют ею. Карты - структура общества, иерархия, которая расскажет, как младший может стать старшим, как бить туза, а как даму.
Карты игральные и гадальные, пасьянсные, образовательные и шулерские (трансформативные). Карты путевые-универсальные, которые указывают путь и скрашивают его всем разнообразием. Карты - это наше все в дорогу: деньги, удача, жизнь, судьба, набор наливок и дуэльный пистолет┘
На Востоке, в частности в Китае, который считают родиной карт, предпочитали карты, резанные из кости. В Персии пользовались картами из папье-маше с лаковым покрытием. Техника их исполнения напоминает нынешнюю палехскую и федоскинскую лаковую миниатюру.
В Европе предпочитали карты бумажные, картонные. Но зато какое их было разнообразие! К примеру, фотографические карты, где фото наклеены на картон. Впервые произведения с фотографическими портретами драматических актеров появились, кстати, в 1855 г. в Париже. В ходу были и карты с карикатурами - причем на известнейшие газеты своего времени, а именно первой четверти XIX в.
Карты, изображающие красоту костюма и портреты знаменитых правителей от самой древности, - самые старые экспонаты. Часть колоды принадлежала Щукину, другая Бахрушину. (Оба они собирали карты.) Колоды воссоединились, когда обе коллекции попали в Исторический музей.
Прелестны русские карты ХVIII в. Одно удовольствие читать по ним определения предполагаемых после гадания действий - "Любовные вести и приятные зовы", "Пир и веселости", "Женщина, почтительная своими качествами".
Часто обычные карты с обычными мастями косвенным образом попадали в свои, особые истории. Как, например, те, простые бумажные, разрисованные карандашом, что встречались с Пушкиным. Рисунки выполнены князем Петром Ивановичем Шаликовым. Известный культурный деятель, издатель "Московских ведомостей" и "Дамского журнала" в Москве встречался за карточным столом с Александром Сергеевичем.
Знаменитый путешественник Шелехов в 1799 г. сделал в Петербурге свою колоду - "в пользу и забаву малолетним детям". Это образовательные карты - на них изображения и гербы российских губерний и краткое их описание, города с указанием расстояния до столицы. Издатель Грибанов в первой четверти ХIХ в. повторил эту идею. Великолепно изданными, с золотым обрезом, ими можно было и играть (на каждой карте присутствует обозначение мастей и очков), и образовываться.
Царь Алексей Михайлович обучал своего сына Петра с помощью специальных воспитательных карт. Может быть, именно это учение в дальнейшем отбило у императора всякую склонность к карточным занятиям. Иностранные принцессы, прежде чем стать российскими императрицами, изучали по картам русский язык.
Видимо, форма карт была настолько привычна, что многие детские игры и азбуки делались именно в такой форме и носились в карточном футляре. В России встречались специальные детские и даже кукольные карты. Если из колоды (карты рубашкой вверх) сложить картинку-головоломку, то на обороте можно прочесть пословицу или поговорку, что порой рассматривалось как предсказание. Кстати, по преданию, в Петергофе жила знаменитая гадалка Александра Филипповна. Многие накануне дуэли специально приезжали к ней, чтобы узнать исход поединка. Это был уже ритуал. Может быть, именно она предсказала Пушкину гибель от белого человека или белой лошади.
Карты предполагают правила и аксессуары. Классический карточный столик (теперь его называют ломберным) - зеленого цвета. На таких раньше играли только в ломбер. Для других игр - пикет, фараон, макао, штос, вист, позже преферанс - иногда предпочитали столы красного, малинового или бордового сукна.
Фишки, естественно, мемориальные - Екатерины II, Аракчеева, графа Воронцова-Дашкова. Костяные ларцы для карточных принадлежностей вырезаны холмогорскими мастерами в начале XIX в. Щеточки для игр, где надо было писать мелком на сукне. Подставки для карт. На них же крепились и мелки.
Карты - всегда мужской кабинет. Часы, очки, чубуки, пепельницы, бумажники. Привилегия мужчин - азартные игры, где правил чистый рок - судьба.
Карты - всегда бал. Это лорнеты, веера, порт-буке, табакерки, необыкновенные дамские кошельки для денег. Дамочки играли обязательно, но не в азартные игры, а в так называемые коммерческие, интеллектуальные, которые требовали размышления. Граф Соллогуб писал про свою бабушку, что она без картишек ну просто не могла.
Карты - это всегда дуэль, как сама карточная игра - поединок. И образ пистолета в России связан с картами. Стрелялись друг с другом и поодиночке. Пистолеты Лепажа - наиболее популярное оружие для дуэлянтов первой половины ХIХ в.
Рассказывают историю, как один из Голицыных в Париже проигрался в пух. Но тут же умудрился выгодно жениться на француженке, за которой взял 3 млн. франков. Счастливый новобрачный, возвращаясь домой, вспомнил, что в Варшаве должен встретиться со своим бывшим начальником великим князем Константином Павловичем, а тот очень увлекался оружием. Голицын решил ему в подарок купить ружье у Лепажа. Зная склонность Голицына к карточной игре, Лепаж предложил ему выбранное ружье выиграть. И Голицын второй раз проигрался вчистую.
Кроме всего, карты, безусловно, были еще и вольнодумством. Такое диссидентство первой половины ХIХ в. Вызов, эпатаж. Известен случай, когда один из московских богачей того времени Лев Разумовский выиграл в карты красавицу-жену княгиню Марию Григорьевну у Александра Голицына. По дружескому соглашению всех троих первый брак был расторгнут, и княгиня вышла замуж за Разумовского, с которым и прожила счастливо 16 лет.
Аристократы. Эстеты. Интеллектуалы. Плеяда блестящих людей первой половины ХIХ в. - все они картежники. По пальцам можно перечесть тех, кто в карты не играл. Если только Александр I, который, однако, тоже с пониманием и даже юмором относился к этой страсти. Известна замечательная история про генерала Милорадовича. Пришел он как-то к Александру I в плохом настроении. До императора же тем временем уже дошли слухи, что тот проигрался. Александр подошел и спросил: "Что не весел?" Тот ответил: "Жизнь скучна". Тогда государь отправился в библиотеку, взял первую попавшуюся книгу, выдрал оттуда все листы и на всю толщину книги положил ассигнации. Затем вынес книгу Милорадовичу и посоветовал: "Почитай на досуге. Может быть, станет веселее". Милорадович ушел домой. Обнаружив деньги, проиграл и их. А на следующий день снова явился во дворец, но уже веселый и со словами: "Первый том прочел и хотел бы узнать, что написано во втором". Александр пошел в библиотеку снова, проделал ту же операцию. И когда вынес книгу, произнес: "Том второй и последний".
Вообще русские государи все были известные морализаторы. Поэтому, наверное, императорская семья курировала производство карт. И только одно предприятие в России могло заниматься их выпуском, что приносило, как понятно, баснословные доходы. Деньги (по крайней мере во времена Марии Федоровны - супруги Павла I) шли в пользу учрежденных семьей благотворительных заведений. На всех русских картах стоит специальный значок - пеликан. Птица, которая сама себя кусает и собой кормит птенцов.
Императрица Екатерина II тоже следила за нравственностью подданных. Она собственноручно издала указ о запрете играть на деньги. Поэтому, вынужденная исполнять собственные распоряжения, а не нарушать их, играла во дворце "на камушки" - бриллианты из казны. Один карат - сто рублей.
О, времена, о, нравы!