Фото с сайта Российской национальной библиотеки
Сегодня может начаться процедура увольнения сотрудника Российской национальной библиотеки (РНБ) Татьяны Шумиловой. Ранее она выступила на пресс-конференции с критическим отзывом о ситуации вокруг библиотеки в свете планов возможного ее слияния с Российской государственной библиотекой (РГБ), расположенной в Москве. Как стало известно, время, проведенное на пресс-конференции, руководством библиотеки расценивается как прогул.
Татьяна Шумилова работает в питерской Публичке (так традиционно продолжают называть РНБ многие петербуржцы) около 30 лет. На упомянутой пресс-конференции, состоявшейся 30 января, ожидалось участие директора РНБ Александра Вислого. Шумилова собиралась в том числе передать директору докладную записку, составленную рядом сотрудников информационно-библиографического отдела (ИБО), главным библиографом которого она является. Непосредственно в библиотеке это сделать не удалось: Вислый часто отсутствует на рабочем месте и вообще в Петербурге, постоянно находясь в командировках в Москве.
В докладной записке (копия есть в «НГ») ставится вопрос, касающийся непосредственно отдела: «Справедливы ли слухи о ликвидации ИБО? Хотелось бы узнать правду из первоисточника». Далее рассказывается о 100-летней истории подразделения и о том, что «отраслевое библиографическое обслуживание является уникальной особенностью библиотеки, что отмечается многими нашими читателями, в том числе иностранными». Несмотря на появление электронных каталогов, утверждается в записке, «по мере роста информационных потоков растет и необходимость в специалистах-библиографах высокого уровня, поисковые системы не могут заменить специфических профессиональных навыков по работе с многоуровневыми источниками».
На пресс-конференции представители петербургского библиотечного сообщества резко высказались против слияния двух «главных библиотек страны». Они сожалели, что нет возможности услышать аргументы Александра Вислого. Выступление Шумиловой тоже было отнюдь не в пользу проекта создания одной огромной библиотеки в двух городах. Шумилова считает, что обсуждать вопрос «сливать или не сливать» – это все равно что «красть или не красть серебряные ложки».
После мероприятия Шумилова сказала журналистам, что освободила себе рабочий день понедельника 30 января, взяв отгул за то, что ранее по производственной необходимости вышла из отпуска на день раньше. Как рассказали «НГ» сотрудники библиотеки, у Шумиловой всегда было все в порядке с трудовой дисциплиной. А петербургские ученые, имевшие с ней дело как со специалистом, считают Шумилову профессионалом высокого класса.
Накануне злосчастного понедельника Шумилова писала заявление о намерении взять свободный день, и ей не отказали. Тем не менее, по свидетельствам очевидцев, утром в понедельник она присутствовала на рабочем месте. Сейчас ей ставят в вину четырехчасовое отсутствие. Если к сегодняшнему дню, то есть к понедельнику, Шумилова не представит служебную записку об уважительной причине этого отсутствия, начнется «процедура увольнения». Так говорится в уведомлении от 3 февраля за подписью «и.о. генерального директора Е.В. Тихонова».
Тема объединения библиотек в Петербурге значительной частью общества воспринимается резко негативно. Выступление Шумиловой процитировали все ведущие городские и ряд федеральных СМИ. Когда через соцсети (о ситуации написал взволнованный коллега Шумиловой) стало известно о «прогуле» и его последствиях, большинство комментаторов сочло это не намерением руководства РНБ укреплять служебную дисциплину, а попыткой наказать сотрудника за выступление перед журналистами.
Шумилова сообщила «НГ», что намерена отстаивать свои права, ибо не считает себя прогульщицей. По ее словам, она не собиралась обращаться за помощью к прессе, однако информация стала очень быстро известна журналистам из соцсетей.
Санкт-Петербург