Фото с официального сайта Министерства культуры Омской области
На прошедшем в Санкт-Петербурге совместном заседании президентских Советов по культуре и русскому языку в очередной раз подняли тему отмены рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда» в Омске. Художественный руководитель Театра Наций Евгений Миронов признался Владимиру Путину, что боится распространения практики запрета спектаклей.
«К запрету попал спектакль «Иисус Христос – суперзвезда» в Омске, – сказал Миронов. – Этому спектаклю уже около 30 или 40 лет. Он успешно идет в мире и успешно идет в Москве, например в Театре Моссовета… Мы боимся цепной реакции, когда такое случается в маленьких городах, это очень быстро может распространяться, и такие действия могут привести к тому, что получаются иногда очень глупые вещи».
Президент поинтересовался у министра культуры России Владимира Мединского, не он ли запретил постановку. «Я точно не запрещал, – ответил чиновник. – Министр культуры Омска, Виктор Прокопьевич (Лапухин. «НГ»), он бывший директор Омского драматического театра. Ему бы в голову не пришло запрещать. Сейчас выясняю».
Как ранее сообщала «НГ» (см. номер от 18.10.16), 1 ноября на сцене Омского государственного музыкального театра санкт-петербургский театр «Рок-опера» должен был выступить с постановкой «Иисус Христос – суперзвезда». Однако гастроли были отменены в середине октября. Якобы такое решение принял директор музыкального театра Борис Ротберг, решивший таким образом поддержать протесты регионального отделения общественного движения «Семья, любовь, Отечество». Общественники называли произведение Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса непрерывным богохульством и попиранием сакральных смыслов. По их мнению, «оно содержит насмешки над верой и хулу на святые образы, то есть прямое кощунство, и даже само название постановки представляет собой глумление над священными понятиями».
Министру культуры Омской области Виктору Лапухину пришлось, после того как скандал вышел на уровень главы государства, выступить с официальным заявлением. Глава Минкульта еще раз напомнил, что музыкальный театр лишь предоставлял площадку для гастролеров. Организаторами выступали екатеринбургская компания «Гала-промоушен» и ее местный администратор «Ивент-маркет». «В начале октября 2016 года компания-прокатчик обратилась к руководству театра и сообщила, что продажи билетов на спектакль по состоянию на 3 октября составили 42 шт. на сумму 57 800 руб., – сообщил Лапухин. – Предварительная сумма сборов не покрывает затрат на оплату билетов и гонорар творческому коллективу. В связи с этим 6 октября было принято обоюдное решение об отмене показа спектакля в указанные сроки и возврате зрителям денежных средств за приобретенные ранее билеты. Претензий к театру представитель компании-прокатчика не предъявлял».
Специально министр культуры отметил, что «никакого запрета на показ спектакля никто не давал», а протестовавшим общественникам был дан официальный ответ, что «данный спектакль поставлен в 1990 году к 1000-летию крещения Руси санкт-петербургским театром «Рок-опера» с одобрения Русской православной церкви».
Версию о том, что организаторы гастролей не смогли продать билеты, в очередной раз подтвердил и директор музыкального театра Борис Ротберг. По его словам, руководитель театра должен заниматься искусством, а не отменой спектаклей.
Политолог Илья Зимин в разговоре с «НГ» заметил, что омскому Минкульту пришлось выступить с заявлением: «Если бы отмена спектакля не дошла до президента, то эту тему и дальше спускали бы на тормозах. В Омске уже и забыли, что рок-опера была отменена. Большого интереса к ней в городе действительно не наблюдалось. Этот спектакль тот же театр годом ранее показывал в концертном зале филармонии. Кто хотел, тот тогда беспрепятственно и посмотрел, хотя общественники возмущались и в 2015 году».
«Похоже, что Евгений Миронов решил воспользоваться случаем и высказался о проблемных вопросах недавнего времени, – сказала «НГ» филолог Наталья Ботвина. – Отмена спектакля в Омске просто стала конкретным примером, из-за чего местные чиновники от культуры и переполошились. Думаю, что истинные причины действительно могут крыться в области экономики. Сейчас не все готовы ходить даже в местные театры, не говоря про дорогих гастролеров».
Омск