На вчерашнем заседании комитета Омского городского совета по вопросам ЖКХ и транспорта директор профильного департамента мэрии Виталий Маслик должен был представить новую Концепцию развития муниципального пассажирского транспорта и доложить о предложениях по оптимизации его работы. Однако глава департамента решил сразу перейти к вопросам.
Депутат Игорь Антропенко посетовал на то, что у мэрии концепции как таковой нет. «Более того, разработанная в 2013 году Стратегия развития городского пассажирского транспорта не исполняется. Подвижной состав не обновляется», – отметил Антропенко.
Виталий Маслик на это ответил, что сейчас у мэрии нет механизмов воздействия на частных перевозчиков: «Миллионный город не может ездить на «Газелях», иначе мы действительно превратимся в город Газельск. Наша задача – создать условия на рынке, чтобы частным и муниципальным перевозчикам с большими автобусами было выгодно работать».
Первый заместитель мэра Сергей Фролов, курирующий вопросы городского хозяйства и муниципального транспорта, отметил, что администрация города намеревается сокращать число частных перевозчиков, на которых сегодня приходится 60% всех пассажироперевозок в Омске: «Мы вынуждены отдавать приоритет муниципальному транспорту на основных магистралях и сокращать число частных перевозчиков… В новом бюджетном году нам предстоит пересмотреть зарплаты водителей. Мы должны лоббировать интересы муниципального транспорта».
В июне на Сыропятском тракте произошла авария с участием автобуса пассажирского предприятия № 4, в которой погибли 16 человек. После этого все муниципальные пассажирские предприятия подверглись проверке надзорных органов, выявивших массовые нарушения. И водителям строжайше запретили переработку. «Никто теперь не хочет работать за 16–17 тыс. руб., когда при переработке водители получали по 30», – сетует Фролов.
При этом, по информации «НГ», как таковой Концепции развития муниципального транспорта у горадминистрации действительно нет. В Омский городской совет было направлено лишь письмо за подписью мэра Вячеслава Двораковского, в котором содержались сожаления по поводу нереализованной Транспортной стратегии образца 2013 года и приводились общие цифры. Многие депутаты сочли данное письмо отпиской. Так, глава финансово-бюджетного комитета Юрий Федотов настоял на том, чтобы в течение недели в горсовет Транспортная концепция, подписанная градоначальником, все же поступила.
По сведениям «НГ», за семь месяцев этого года число омичей, пользующихся муниципальным транспортом, снизилось на 15,6%. При этом пассажирские предприятия находятся на грани банкротства – их кредиторская задолженность составляет 787,3 млн руб. По итогам года убытки городского пассажирского транспорта превысят 250 млн руб. С такими издержками омская казна уже не справляется, все чаще обращаясь за помощью к областным властям.
«Департамент транспорта должен выполнять функцию регулятора, определяя правила игры на рынке, – считает депутат Александр Иванов. – Однако у нас происходит подмена понятий. Пытаются через депутатов выбить деньги на муниципальный транспорт… Мы и так им уже из бюджета 2 млрд руб. подарили. Частные предприниматели на эти деньги купили бы автобусов с гармошкой, и проблема была бы решена. Бороться с частными перевозчиками не надо, с ними надо сотрудничать».
Поддерживает коллегу и депутат Валерий Кокорин: «У нас хотят сломать сложившуюся систему частных перевозок. Во всем мире муниципальный транспорт выполняет социальную функцию и ездит туда, куда не едет частник. Мы получим негатив от бизнеса и наших избирателей».
Урбанист Борис Ибраев считает, что ситуацию мог бы исправить новый федеральный закон: «И депутаты, и чиновники давно ждали принятия федерального закона № 220-ФЗ, регулирующего данную сферу. Однако он еще не вступил в силу, а Транспортную концепцию имеет смысл разрабатывать после этого. Пока же все остается по-прежнему, когда муниципальный транспорт убыточен и требует бюджетных вливаний».
«Сфера пассажирских перевозок остается едва ли не единственной, где чиновники еще могут заработать, – считает политолог Михаил Андреев. – Поэтому и продолжаются эти бесконечные разговоры о важной социальной роли и необходимости автобусов большой вместимости. Хотя в конце 90-х в Омске спокойно закатали в асфальт множество километров трамвайных путей, пересев на «Газели», которые так всем нравились».
Омск