Фото пресс-службы Всемирного форума татарской молодежи
Всемирный форум татарской молодежи провел в Казани игру, ключевой задачей которой стал поиск и обнаружение организаций, торговых центров, производителей, «не учитывающих в своей деятельности татарский язык и нарушающих Закон «О государственных языках Республики Татарстан». Более 50 активистов, разбившись на команды по семь человек и назвав себя «татарскими патрулями», днем с огнем искали нарушителей на центральной улице города – Баумана.
Обнаружив предприятия, персонал которых не знает татарского языка (а он является государственным в Татарстане) и стыдливо предлагает свои «чай, кофе, потанцуем» только на русском, ревнители татарского языка в футболках с надписью «Мин татарча сэйлешем» («Я говорю по-татарски») вежливо указывали на упущение. При этом у «татарских патрулей», как у интернациональных гаишников, был свой план: каждой команде необходимо было найти не менее пяти заведений, где не говорят по-татарски. Причем только на одной улице, пусть и довольно длинной. По ходу дела «татарские патрули» должны были искать и фотографировать надписи на вывесках, дорожных указателях и рекламных баннерах, переведенные на язык Габдуллы Тукая, но с грамматическими ошибками. Вся эта затея называлась «Татар-Дозор». «Главным для всех членов команд стали не только обещанные призы, но также и атмосфера дружеского соревнования и возможность помочь Казани, выявляя заведения, которые позже могут быть специально указаны как привлекательные для татароговорящих посетителей», – сообщалось в анонсах акции.
Русская часть жителей города уже привыкла к тому, что в столице Татарстана, известной своей толерантностью, только 5 высших чиновников из 28 носят русские фамилии. Или к тому, что в регионе работают сугубо татарские детские сады. Или открываются парикмахерские для мусульман, где женщин стригут только женщины, а мужчин, само собой, только мужчины. Как объяснял владелец одного из подобных заведений, для мужчины «лучше, чтобы ему в голову вонзилась железная игла, чем он прикоснется к женщине, которая ему не дозволена».
Неизвестно, прикасались ли к недозволенным женщинам ребята из Всемирного форума татарской молодежи, только с «татарскими патрулями» они явно перестарались. И дело даже не в том, что любая попытка скрестить казарменную стилистику с тем, что называется национальной культурой, превратив все это в борьбу (или – как любят говорить в Северной Корее – «скоростной бой») за популяризацию последней, дает, как правило, отрицательный результат. Сама по себе организация игр вроде «Татар-Дозора» говорит о том, что популярность татарского языка и культуры, которым здешние власти оказывают всяческую поддержку, постепенно исчезает. Сугубо бытовое, а потому ярчайшее подтверждение последнему – обилие татарских учеников во взятой мною наугад воскресной школе, организованной одним из казанских православных храмов, расположенном не так уж и далеко от центра Казани. Факт, говорящий прежде всего о том, что отнюдь не все дети из татарских семей стремятся ассоциировать себя с татарской культурой, предпочитая изучать традиции другой, русской культуры. И не делая при этом различий между собой и этническими русскими.
Я уже не говорю об абсурдных, казалось бы, ситуациях, при которых даже среди казанских скинхедов, отлавливаемых полицией, встречаются татары, о чем, к слову говоря, на днях сообщили представители местных правоохранительных органов. Точнее говоря, силовики отчитались о задержании опасной, по их версии, группировки скинхедов Kazan Nazi Crew – пяти человек, среди участников которой опять-таки встречается человек с татарской фамилией. Никто из местных журналистов не обратил на этот факт особого внимания, хотя это, в общем-то, звоночек для вчерашних и нынешних хозяев Казанского кремля, создавших в республике такую систему распределения благ, при которой не столько национальность (вариант – национальность плюс деловые качества) обеспечивает человеку путь наверх по карьерной лестнице в политике или бизнесе, а только лишь близость – желательно кровнородственная – к обитателям местного властного олимпа. И пока в Татарстане сохраняется подобный порядок вещей, потребность властей в «татарских патрулях», ведущих «скоростной бой» за соблюдение закона о языке коренной нации или популяризацию татарской культуры, выявляя предприятий общепита, где не говорят по-татарски, будет лишь возрастать.
Казань