Петербуржцы очень трепетно относятся ко Дню снятия блокады. Фото ИТАР-ТАСС
Осталось менее недели до торжеств 27 января в честь 70-летия даты, которая каждому ленинградцу-петербуржцу десятилетиями была известна как День снятия блокады, а сейчас по принятому Госдумой закону называется «День полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками». Нового названия не могут запомнить ни пожилые блокадники, ни работники властных структур.
Несколько дней назад пользователи соцсетей обратили внимание на плакаты, в которых упоминался «День полного освобождения города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками». Грамматический строй словосочетания навел горожан на вопросы: у Ленинграда были «его немецко-фашистские войска»?
Ими был освобожден город? Через пару дней из комитета по печати Смольного пришло разъяснение: ошибку совершил дизайнер Городского центра размещения рекламы (ГЦРР). Глава комитета по печати Смольного Александр Лобков предложил «не раздувать из этого историю, любой человек может ошибиться». Но ГЦРР тут же дал другой повод для «истории»: появились сообщения о том, что центр разослал письма с требованием убрать с ряда городских улиц рекламу немецких фирм как оскорбляющую память о блокаде. Власти дали объяснение: бланком просто воспользовался по злобе кто-то из уволенных сотрудников ГЦРР.
Еще одна тема, обсуждаемая в очередях и трамваях (не говоря уже об Интернете), – историческая реконструкция, тендер на которую стоимостью в 8 млн руб. объявил Смольный.
Блокада – до сих пор очень больная тема не только для переживших ее людей, но и для младших поколений, едва успевших застать в живых прабабушку-блокадницу или бабушку – блокадного ребенка. Когда еще при Валентине Матвиенко по блокадным датам стали транслировать звук метронома и сирены, это обернулось увеличением числа вызовов «Скорой» к старикам. Вот и сейчас возникла довольно резкая реакция: люди спрашивали, что собираются реконструировать? Трупы на саночках? Артобстрелы? Голод? Звучало предложение устроить реконструкцию в Смольном, отключив там свет и тепло и прекратив подвоз продуктов.
Против «креатива» выступили писатель Даниил Гранин, ряд депутатов Заксобрания, а также некоторые представители организаций блокадников. Смольному опять пришлось объясняться. Председатель комитета по культуре Василий Панкратов сообщил, что на улице Итальянской (где было блокадное радио) установят полевые кухни, противотанковые ежи и «воссоздадут атмосферу». Но это вызвало шквал критики: какие полевые кухни в голодном городе?
Среди любителей истории мнения разнятся. Павел Пашнов, активист Клуба истории и фортификации Петербурга, считает: «Я представляю себе детальное воссоздание любого боя в любой военной форме, но гибель от голода полутора миллиона мирных жителей, в том числе детей и женщин, – как это можно воссоздать? Значительно важнее было бы восстановить заброшенные памятники, связанные с ленинградской трагедией». А вот руководитель реконструкторской организации «Эпоха» Владимир Олейник не видит ничего плохого и в мероприятии на Итальянской, которое, по его мнению, на грани срыва из-за «политзаказа»: «Есть точная реконструкция военного эпизода, а тут инсталляция. Полевая кухня, каша с тушенкой, сладкий чай – приметы военного быта. А современные дети плохо знают историю, их надо приобщать к ней».
А пока силами фанатов военной истории, джиперов из «Все 4Х4» и других энтузиастов был восстановлен настоящий дот оборонительного рубежа «Ижора» – как «народный музей» в районе Купчино. Реакция властей была ревнивой: их представители рассказывали ветеранам, что дот – это происки каких-то темных «политических сил», а церемонию открытия пытались запретить. Однако дот в Купчине стал стимулом для проведения в порядок другого подобного объекта и организации около него встречи с блокадниками.
Санкт-Петербург