Кризис власти в Туруханском районе, который в свое время прославился тем, что здесь отбывал ссылку будущий «отец всех народов» Иосиф Джугашвили, начался около двух лет назад. Его причиной стал конфликт между исполнительной и представительной ветвями власти, который в 2012 году привел к параличу работы муниципалитета. В августе прошлого года губернатор Лев Кузнецов, выполняя решение суда, даже внес в Заксобрание края закон о роспуске Туруханского райсовета, однако тогда до финиша этот процесс не дошел. Глава района и глава местной администрации подали в отставку, и депутаты краевого парламента приняли решение отклонить законопроект о роспуске райсовета, дав шанс туруханскому начальству стабилизировать политическую ситуацию.
Однако мир царил в местных элитах недолго. В этом году часть депутатского корпуса, связанная с одним из главных предприятий района – ОАО «Туруханскэнерго», поссорилась уже и с новым главой района Анатолием Гололедом. Одним из пунктов разногласий стала стоимость тарифа на коммунальные услуги, хотя, по мнению оппозиции и экспертов, природа разногласий гораздо глубже. Судя по всему, нынче у Туруханского райсовета есть все шансы повторить печальную судьбу Канского и Абанского муниципальных райсоветов, которые соответственно в 2010 и в 2013 годах были приговорены к роспуску.
«Многие муниципальные парламенты стали заложниками конфликтов интересов различных бизнес-групп. Это мы уже не раз наблюдали в других районах и, боюсь, будем наблюдать еще. На этой же почве возник конфликт и в Туруханском районе, – отмечает депутат Заксобрания, эсэр Олег Пащенко. – Эти войны усугубляются импотенцией «Единой России», которая не может нанести порядок в собственных рядах. Они называют себя «партией власти», отвечающей за все, но при этом управляемость в территориях падает на глазах».
С оппозицией согласны и эксперты. «Нынешняя система муниципальной власти в Красноярском крае формировалась в ситуации, когда главную скрипку играла «Единая Россия». Но сейчас партия власти уже не та, и это приводит к кризисам в органах местного самоуправления, – подчеркивает политолог Юрий Москвич. – Немаловажно, что в условиях нарастающих бюджетных трудностей усиливается борьба за доступ к ресурсам. На местах это сопровождается межличностными конфликтами и усугубляется пассивностью общественности. Если бы в провинции гражданское общество могло спросить с власти, то такой эпидемии конфликтов в муниципалитетах края могло бы и не быть, но население пока не готово влиять на своих избранников».
Красноярск