03.04.2013 00:01:00
Лидерский почерк
Об авторе: Леонид Владимирович Поляков – член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ.
Владимир Путин собрал своих доверенных лиц для того, чтобы провести своего рода «сверку часов» в ходе выполнения обещаний и достижения целей, заявленных в его статье «Строительство справедливости. Социальная политика для России», опубликованной в период прошлогодней президентской кампании. Андрей Воробьев выбрал практически аналогичный формат для того, чтобы протестировать общественное восприятие обнародованного им 29 января стратегического плана «Наше Подмосковье. Приоритеты развития». Тогда он выступал перед властно-хозяйственной элитой Московской области. Теперь полуторатысячная аудитория состояла из тех, кого можно считать лидерами регионального гражданского общества. И этот момент достаточно ярко высвечивает ту новую стилистику, которую Андрей Воробьев упорно и настойчиво вводит в политический ландшафт отнюдь не самого простого региона России.
В чем же состоит новизна? Чтобы понять это, нужно вспомнить обстоятельства прихода Андрея Воробьева на губернаторский пост Подмосковья пять месяцев назад. Тогда в связи со «сменой караула» в Минобороны оказался срочно востребован едва начавший вникать в проблематику региона Сергей Шойгу. Естественно, так же срочно ему потребовалась замена, и глава государства предложил Андрею Воробьеву – на тот момент руководителю фракции единороссов в Госдуме – возглавить Московскую область. Логика этой замены была понятна – Шойгу и Воробьев не просто однопартийцы, они работали вместе в МЧС еще в начале нулевых. Такая смена обеспечивала преемственность. И как показывает время – отнюдь не простое дублирование.
В последнее десятилетие в руководстве Подмосковья явно просматривался командный стиль. Не в смысле «командности», а в смысле «командирства». Генерал-полковник Борис Громов, собственно говоря, никаким иным образом руководить регионом и не мог. Сменивший его генерал армии Сергей Шойгу за свои губернаторские полгода сложившуюся стилистику руководства регионом поменять не успел. Да и в тех конкретных обстоятельствах такая смена вряд ли была бы оправдана. Подмосковье нуждалось в волевых мерах по наведению хотя бы элементарного порядка, и этому запросу Шойгу соответствовал вполне. Он решительно взялся за дело, и ему удалось в значительной степени выступить в роли своего рода «кризисного менеджера», создавшего условия для смены стилистики управления областью на командную – уже в прямом смысле слова и без кавычек.
Да, условия были созданы. Но смена стиля не может произойти сама собой. Коль скоро стиль – это человек, то именно от конкретного человека, Андрея Воробьева, и зависело, как именно будет организована система управления регионом. В каком режиме будет выстроено взаимодействие губернатора, правительства области как институтов государственной власти с уровнем местного самоуправления – муниципалитетами. В каком формате сложится общение с жителями области, которые, видя уже третьего губернатора за неполный год, ждали от власти не столько правильных слов, сколько решительных и результативных мер уже в кратчайшие сроки.
Помогли в этой ситуации «молодому» губернатору и безупречное чутье, и солидный политический опыт именно командной работы. Пригодились и многолетнее руководство ЦИКом «Единой России», и руководство фракцией думского большинства. И в целом – двенадцатилетний стаж публичного политика. Изначальное понимание преимуществ именно командного стиля, помноженное на повышенные ожидания жителей Подмосковья – области с богатейшим, но и на треть еще не реализованным потенциалом, – позволяет Андрею Воробьеву идти на нестандартные и даже, как кому-то может показаться, весьма рискованные шаги.
Главный и действительно парадоксальный принцип политической стилистики губернатора Воробьева наглядно выражен в самом составе Гражданского форума. На него были приглашены не только те, кого можно назвать скептиками в отношении презентованной губернаторской программы, но и те, кто выступает его прямыми оппонентами и политическими конкурентами. И сделано это было не в традиции столь соблазнительного для примитивных политиков популизма, а в интересах мобилизации главного ресурса региона – неравнодушия, креативности и желания работать «в позитив и конструктив».
Можно сказать, что Андрей Воробьев посредством ставки на областное гражданское общество, на его лидеров пытается внедрить в Подмосковье тот амбициозный проект открытого правительства, который заявлен и в чем-то уже реализуется на федеральном уровне. И дело не только в том, что Воробьев уже добился существенной открытости в деятельности областного правительства хотя бы в том смысле, что вернул все министерства на собственно областную «почву». И не только в том, что сам губернатор регулярное прямое общение с согражданами ввел в неукоснительное правило для себя.
Важнее и перспективнее его приглашение всех и каждого жителя Подмосковья к совместной работе по изменению жизни региона. По преодолению той несправедливо затянувшейся межеумочности, когда ближайшее «примкадье» живет как Москва, а областная «глубинка» – по недоброй памяти традициям 101-го километра. Вот эти два полюса подмосковной реальности и предстоит сближать Андрею Воробьеву, вытягивая «глубинку» на уровень современных стандартов цивилизованной, комфортной и экологически безопасной жизни. Программа этого сближения заявлена, но, как подчеркнул сам Воробьев в своем выступлении на Гражданском форуме, не в качестве догмы. Она должна и будет уточняться и корректироваться, превращаясь в реалистичный план взаимодействия власти и гражданского общества по превращению Подмосковья в регион-лидер.
Собственно, именно ради достижения этой цели Владимир Путин и предложил Андрею Воробьеву сменить статус федерального законодателя на позицию регионального лидера. Как участника той неформальной президентской команды, которая в каждом регионе и при этом сообща способна работать на единство России. И в которой каждый ценен своим неповторимым почерком.
Комментарии для элемента не найдены.