Рустам Минниханов фактически исполняет обязанности премьера республики.
Фото РИА Новости
Глава Татарстана Рустам Минниханов не спешит передавать обязанности премьера местного правительства своему преемнику и фактически объединяет должности президента и главы кабинета министров. До своего избрания президентом Минниханов 12 лет возглавлял правительство региона, но даже став первым лицом Татарстана, он не стал отдаляться от ведомственной рутины. Хотя за хозяйственной текучкой должен следить новый премьер Ильдар Халиков, традиционные коллегии министерств и ведомств Татарстана по-прежнему возглавляет и ведет лично президент Минниханов, что практически никогда не случалось при бывшем главе республики Минтимере Шаймиеве.
Логика этого поведения может скрываться в личных отношениях нового президента с подчиненными. Рустам Минниханов управляет Татарстаном в окружении назначенцев и близких родственников Шаймиева. Последний, таким образом, все еще держит в своих руках нити управления республикой. Рустам Минниханов, хотя пока и не проводит никаких кадровых чисток, но пытается изменить властную конструкцию республики.
Политическое устройство Татарстана повторяет федеральную схему. Президент – глава региона, премьер-министр – глава местного правительства. С уходом Минтимера Шаймиева и назначением на его место Минниханова кресло руководителя местного правительства занял 43-летний Ильдар Халиков, бывший мэр Набережных Челнов, второго по значимости города Татарстана. Молодой выдвиженец никогда не работал в правительстве, и его появление в Казани не было решением Минниханова. Неожиданное появление Халикова связывают с тем, что он близок к Шаймиеву (один из его родителей родом из той же деревни, что и экс-президент). Подобное назначение традиционно для шаймиевского режима. Например, сегодня в правительстве Татарстана на министерских должностях все еще работают три родственника Шаймиева, например два племянника экс-президента – вице-премьер Ильшат Фардиев и глава Минземимущества Азат Хамаев. Два бывших телохранителя Шаймиева контролируют силовые ведомства: Асгат Сафаров возглавляет МВД Татарстана, Рафис Хабибуллин – МЧС республики.
В этих условиях «полный» переход на должность президента для Рустама Минниханова может означать фактическую потерю контроля за ежедневной, рутинной жизнью республики. Президент Татарстана, несмотря на его большие полномочия, – фигура, определяющая в основном масштабные задачи, человек, который занимается политическими проблемами. Рустам Минниханов же всячески подчеркивает, что политика ему чужда: он управленец, и потому смена должности для него носит формальный характер.
А потому президент Татарстана ни на минуту не ослабляет контроль за правительством и фактически исполняет обязанности руководителя кабинета министров. Ильдар Халиков практически не появляется в информационном пространстве. Если раньше президент и премьер имели собственные службы, освещающие их деятельность, то после их формального объединения такая структура осталась только у Минниханова, а премьер остался без пресс-секретаря. Примечательно, что на официальном сайте правительства Татарстана руководитель кабмина практически не упоминается.
В свое время федеральный Центр рекомендовал Татарстану объединить два поста – президента и премьера, однако находившийся тогда у власти Минтимер Шаймиев это предложение не одобрил. Московский Кремль не стал настаивать на своем, но, как выясняется, не случайно. Рекомендованное Москвой объединение по факту было проведено с назначением главой Рустама Минниханова. Формально закрепить это положение можно лишь с изменением татарстанской Конституции, и, как уже сообщала «НГ» (см. номер от 14.01.11), сегодня в парламенте республики создана специальная группа по подготовке изменений в Основной закон республики.
Казань