Власти Татарстана обратились к Госдуме РФ с предложением внести в «перечень памятных дат» новый общероссийский праздник – День принятия ислама. По мнению спикера парламента республики Фарида Мухаметшина, эта дата должна уравновесить празднично-карнавальную конструкцию страны, разбалансированную недавно утвержденным Днем Крещения Руси. Предложение уже было поддержано спикером Совета Федерации Сергеем Мироновым и, по информации «НГ», не вызвало претензий в администрации президента РФ. Так что не исключено, что скоро в праздничном листе страны появится новый, на этот раз не красный, а зеленый день календаря.
Простое на первый взгляд предложение Татарстана – традиционного исламского региона, болезненно реагирующего на любые вопросы политкорректности, скрывает за собой едва прикрытый политический маневр. День принятия ислама должен, во-первых, закрепить за Казанью статус главного мусульманского региона или даже исламского центра России. Во-вторых, для республики, утратившей в последние годы былую независимость от федерального Центра, новый праздник станет своеобразной надполитической декларацией о суверенитете, ведь современный Татарстан располагается на территории древнего государства Волжская Булгария, которое почти 1100 лет назад приняло ислам как государственную религию.
Новая памятная дата в случае ее утверждения станет для властей Татарстана очередной апелляцией к своей древней государственности. День принятия ислама Волжской Булгарией протянет нить преемственности от тюркского государства к современной Казани и превратит ее в исламскую столицу России. В этом процессе, как ни парадоксально прозвучит, большую роль может сыграть Русская православная церковь. Ведь чем активнее православные будут праздновать День крещения Руси, тем сильнее в Казани будут вспоминать о событиях своей древней истории. Кстати, именно Московская Патриархия была инициатором утверждения Дня Крещения Руси, вызвавшего «симметричный ответ» Татарстана.
Чтобы понять, что этот планируемый праздник для республики нечто большее, чем просто дата в календаре, нужно отметить, что сама идея учредить День принятия ислама принадлежит экс-президенту Татарстана, а ныне госсоветнику республики Минтимеру Шаймиеву, человеку, по собственному его признанию, атеистическому. Шаймиев сегодня возглавляет фонд возрождения древнего городища Булгар – столицы некогда мощного тюркского государства Поволжья. Сегодня Булгар – это архитектурно-археологический музей-заповедник, но Шаймиев хочет расширить и отстроить его заново. Несмотря на официальную отставку, Минтимер Шарипович не растерял своих позиций в руководстве республикой и оказывает определяющее влияние на ее политику. Шаймиев, который так и не смог добиться от Центра полноценной административной и политической автономии для Татарстана, сейчас, по сути, возглавил виртуальное древнее государство. И хотя политическое противостояние проиграно, экс-президент может взять у Кремля некий реванш, выдвинув республику в качестве центра мусульман России.
С прошлого года российская исламская умма (сообщество) обсуждает необходимость своего объединения под сенью единого канонического центра, как это было до Октябрьской революции. Сегодня мусульмане разделены на несколько структур – Центральное духовное управление и Координационный совет мусульман Северного Кавказа и Совет муфтиев России. Пока исламская интеграция наткнулась на амбиции региональных лидеров, которые не могут решить, где же будет центр, вокруг которого объединятся мусульмане. На Северном Кавказе полагают, что центр должен быть именно там. В Дагестане или в Чечне? Этот вопрос спорный. В Дагестане сегодня находится больше половины всех мечетей России. В Чечне же самый амбициозный лидер – Рамзан Кадыров, у которого есть доводы в пользу своей республики.
Татарстан в этом споре пока выглядит неважно. Напротив, по сравнению с другими мусульманскими регионами Казань выглядит самой светской. В Духовном управлении мусульман Татарстана признают, что в некоторых районах республики ислам представлен номинально, то бишь мечети есть, но в них почти никто не ходит. В 2005 году в Казани по указу Минтимера Шаймиева построили было самую большую в Европе мечеть. Но вскоре даже эту пальму первенства отобрал Кадыров, построив мечеть «Сердце Чечни» в Грозном.
День принятия ислама в России, несомненно, еще крепче свяжет Татарстан с Москвой, ведь в федеральном Центре сильно опасаются радикализации мусульманского населения. Казань же как исламская столица может стать реальным средством противодействия этому процессу, ведь именно этот город всегда был духовным мусульманским центром России. Здесь, кстати, просматривается явная историческая параллель: крестившись, Русь стала вселенским центром православия. Так же и древнее Булгарское государство может помочь превращению Казани в исторический мусульманский центр.
Казань