Глава Дагестана Муху Алиев на встрече с президентом России Дмитрием Медведевым, состоявшейся во вторник, по традиции отчитался о последних успехах, достигнутых руководством республики. Выросла экономика, снизилась безработица. Несмотря на радужный фон разговора, главной темой диалога, прошедшего в закрытом режиме, похоже, стала ситуация с назначением нового главы УФНС по Дагестану Владимира Радченко. Как полагают в Махачкале, Алиеву удалось убедить Кремль в нецелесообразности кандидатуры «варяга». А в пресс-службе Минфина «НГ» сообщили, что даже не существует подписанного приказа о назначении Радченко главой дагестанского УФНС.
Всю прошедшую неделю внимание СМИ было приковано к зданию налоговой службы республики, где проходил митинг несогласных с заменой руководителя ведомства лезгина Назима Апаева на Радченко, возглавлявшего аналогичную службу в Карачаево-Черкесии. Его назначению, как было представлено в СМИ, противились представители лезгин, якобы исходившие из негласного правила дележки должностей между основными национальностями республики и настаивавшими на чиновнике-земляке.
Между тем главы лезгинских районов на юге Дагестана с самого начала видели в инспирировании этнического митинга руку «аварской» республиканской власти. Назим Апаев, мол, несмотря на явные успехи (более чем двукратное увеличение налоговых сборов за год), был неугоден ввиду его близости бывшему опальному прокурору Дагестана Имаму Яралиеву. А заменить его планировали на Надыра Алахкулиева, которого два года назад власти уже пытались усадить в кресло первого налоговика.
Махачкала, а конкретнее – сын президента Дагестана Гаджимурад Алиев, ныне заместитель главы УФНС республики, планировала назначить на спорное место одного из трех обсуждаемых сейчас в республике кандидатов. Тем самым поданный как лезгинский митинг протеста на самом деле он был акцией протеста представителей аварской элиты против Радченко. Адвокат Радченко – Мурад Кахриманов – заявил в Москве, что его подзащитный убежден: нападение санкционировал родной сын президента Дагестана.
Вероятные кандидаты от власти – по национальности лезгины (назначить аварца – нарушить традицию) – руководитель межрайонной налоговой инспекции Дербента и Дербентского района Рамазан Рамазанов и мэр Дербента Феликс Казиахмедов. В местной прессе даже сообщают, что именно они придали митингу этнический характер, спекулируя на негласном правиле квотно-пропорционального представительства во власти народов Дагестана. Третий кандидат – Алахкулиев – уже, видимо, не рассматривается в качестве кандидата. Прессе стало известно о его 8-классном образовании, двукратном оставлении по неуспеваемости на второй год во время обучения в школе, а также незаконном получении диплома, к тому же негосударственного образца.
Радченко в Дагестане считается протеже самого богатого в стране сенатора, лезгина по национальности Сулеймана Керимова. Утверждают, что ему удалось договориться в Москве о назначении Радченко в пику президенту Алиеву. Это обстоятельство, а также ряд последних событий, связанных с непростыми отношениями аварца-президента и лезгина-предпринимателя, позволяют утверждать: внимание Керимова к Дагестану усиливается.
Будучи непубличным человеком, он последние два года спонсирует почти всех дагестанских спортсменов, оплатил несколько рейсов паломников в Саудовскую Аравию. В прошлом году встал на налоговый учет во втором по величине дагестанском городе – Дербенте, ежегодно отчисляя в республиканский бюджет свыше 2 млрд. руб. На его малой родине, в 13-тысячном Докузпаринском районе, запущены с десяток бизнес-проектов, включая полную газификацию, строительство двух ГЭС, заводов, объектов АПК, водопроводов. В северных районах Дагестана построены несколько заводов общей стоимостью свыше 5 млрд. руб. Правда, попытки Керимова приобрести тонущий футбольный клуб «Анжи», вложить более 60 млн. евро в развитие детско-юношеского футбола со строительством 42-тысячного стадиона в Махачкале были пресечены властью. В республике боятся чрезмерного усиления бизнесмена. В Дагестане фактически действует негласный принцип: «Вы со своими бешеными московскими деньгами в республику не лезьте, у вас своя кормушка, у нас – своя».
Однако эти и другие традиции нарушаются. И все чаще – с приближением окончания срока полномочий нынешнего руководителя Дагестана Муху Алиева. Тем более что кадровая политика, судя по регулярным скандалам на этой почве в Стране гор, – не самое сильное его место.
Махачкала