Муху Алиев надеется получить от Азербайджана многомиллиардную компенсацию.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Москва, судя по всему, решила пересмотреть принципы распределения водных ресурсов приграничной с Азербайджаном реки Самур. С 60-х годов прошлого столетия, времени строительства Самур-Апшеронского канала, в Баку направлялось до 80% стока реки. При этом не обеспечивался необходимый экологический сброс в Каспийское море – треть объема воды.
Для решения проблемы на месте в середине декабря Дагестан посетила представительная делегация под руководством главы Минрегионразвития Виктором Басаргина. В состав ее вошли руководитель российской делегации на многосторонних переговорах по Каспийскому морю Александр Головин, замдиректора департамента СНГ внешнеполитического ведомства Андрей Крутько и первый замруководителя погранслужбы ФСБ Вячеслав Дорохин.
Их приезд во многом был вызван возмущением жителей приграничных сел Дагестана, потребовавших «вернуть воду». Старейшины селения Бут-Казмаляр Магарамкентского района Дагестана настаивают на выплате многомиллиардных компенсаций за разрушенное десятилетиями сельское хозяйство, нарушение экологии региона, уничтожение единственного в стране реликтового субтропического Самурского леса. Заметим, что в Южном Дагестане ждут орошения около 156 тыс. га земель, из которых частично орошается только 58 тыс. га (37%).
Суть проблемы в том, что Азербайджан, используя сооружения Самурского гидроузла, отбирает почти 80% воды, ущемляя интересы водо- и землепользователей Южного Дагестана. При этом сток Самура более чем на 90% формируется на территории Дагестана и лишь 38 из 213 км реки (12%) протекает по границе с соседней республикой. Соответственно Баку имеет право на бесплатный водозабор только 6% стока реки. За все остальное необходимо платить по мировым или договорным ценам.
Несмотря на это, Россия, понимая положение Азербайджана, который нуждается в водоснабжении крупнейших городов Сумгаит и Баку, согласна на дележ поровну воды, оставшейся после необходимого экологического сброса в Каспий. Однако, как отмечал еще в 1998 году печатный орган Миннаца Дагестана «Пресс-панорама», «вопрос об использовании воды Самура был поставлен правительством Азербайджана как условие решения всех остальных проблем двусторонних отношений с Дагестаном. Азербайджанская сторона твердо стоит на неприемлемой для нас позиции 75 на 25%. Причем 75% – в пользу Азербайджана».
Посетивший два месяца назад Дагестан начальник отдела оперативного регулирования режимов водохозяйственных систем управления ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности Росводресурсов Вениамин Федунов отметил: «Баку просил шесть лет на исправление ситуации. Видимо, проблемы связаны с отсутствием финансирования. А теперь они утверждают, что смогут решить эту проблему только через 10 лет». И это в Азербайджане, имеющем самые высокие на постсоветском пространстве темпы экономического роста – 34% и увеличившего за последние 5 лет госбюджет в 10 раз – до 8 млрд. долл.
В 1956 году на 160 га земли Магарамкентского района была возведена плотина для сбора воды через Самур-Апшеронский канал. Жители сел, расположенных ниже гидроузла, оказались без поливной воды, расположенный здесь же субтропический Самурский лес, по мнению экологов, доживает последние годы. При этом новое сооружение незаконно, вопреки решению Совмина СССР, оказалось на балансе Баку, создавая тем самым поныне существующие проблемы с водой. Вот и получается, что гидроузлом на российской территории распоряжается иностранное государство. И этот вопрос о собственности гидроузла и 160 га российской территории – также предмет будущих переговоров с Баку.
Как отметил «НГ» эксперт-экономист Шихсефи Сефиханов, Азербайджан ежегодно бесплатно (!) потребляет воды (превышая водозабор от 100 до 170 млн. кубометров от предусмотренного Протоколом лимита Минводхоза СССР от 7 октября 1967 года) на 5 млрд. руб. И это – при расчетах по минимальной цене за воду в размере 0,20 долл. А цена за белое золото на мировом рынке достигает 60 центов. Эту сумму, видимо, Москва тоже будет иметь в виду в ходе предстоящих переговоров с Баку. Тем более, что часть суммы все равно потребуется выплатить в виде компенсаций разоренным хозяйствам в приграничных районах, немало средств придется потратить на восстановление уникального эндемического Самурского леса – единственного в своем роде субтропического памятника живой природы в России.
Как отмечают наблюдатели, время пересмотра принципов водораздела может быть связано и с финансовым кризисом, и разработкой Баку газоконденсатного месторождения Шах-Дениз. Как известно, Россия хотела бы приобрести весь природный газ, добываемый на этом месторождении, и водный козырь был бы кстати в поиске компромиссов Москвы и Баку на переговорах.
По данным ООН, только 40% населения Земли имеют доступ к чистой питьевой воде, и уже через десятилетие не менее 25 стран мира с населением 3 млрд. человек окажутся в условиях дефицита живительной влаги. В самой южной окраине России – Дагестане этот дефицит ощущают не менее полувека.
Махачкала