В Нижегородский театр юного зрителя два года назад из Екатеринбурга приехал новый художественный руководитель, лауреат «Золотой маски» Вячеслав Кокорин. Его появление, с одной стороны, сопровождается в Нижнем Новгороде громкими околотеатральными скандалами, а с другой – позволило местному ТЮЗу выйти на российский уровень.
Приходу Вячеслава Кокорина поначалу воспротивился коллектив театра. Оттуда уволились 30 человек, еще 45 написали жалобы руководству области и председателю Союза театральных деятелей России Александру Калягину. Подписанты, в частности, негодовали, что режиссер отдает предпочтение новым артистам, которых привел с собой, а также жаловались на нарушения трудового законодательства. Бывалые работники ТЮЗа еще и возмутились изменениями в театральном репертуаре. Так, на малой сцене был поставлен спектакль «Ангелочек, или Сексуальные неврозы наших родителей», который бывалые работники театра посчитали в детском театре неуместным.
Скандалом ознаменовалась и последняя постановка в ТЮЗе «Собачьего сердца» по роману Михаила Булгакова. Очеловеченный Шариков предстал на сцене совершенно голым, что спровоцировало исход части публики с премьеры, а затем и осуждение случившегося со стороны не видевших спектакль поборников нравственности. Местная телекомпания «Волга», например, подробно разбирала эту тему среди политических итогов недели и провела телефонный интерактивный опрос: как зрители оценивают появление на сцене голого человека. Более 76% ответили: «Стыд и позор – запретить!»
Скандал, правда, вызвал затем в ТЮЗе серию аншлагов. Однако режиссер «Собачьего сердца» Владимир Золотарь не скрывал своей обиды по поводу того, что вместо обсуждения спектакля зрители обратили внимание только на обнаженку. Кстати, немалый интерес нижегородцев тогда вызвал еще и кастинг собак на роль Шарика – тема тоже далекая от эстетических достоинств или недостатков премьеры.
За два года работы в Нижнем Новгороде Вячеслав Кокорин существенно обновил репертуар театра, отдав предпочтение современной европейской, впрочем, также и отечественной драматургии. Придуман был даже специальный ход: для спектаклей недетских в ТЮЗе появился проект «Театр за железным занавесом», в рамках его Кокорин, например, поставил ныне знаменитую пьесу братьев Пресняковых «Изображая жертву», причем еще до того, как появились сперва спектакль в МХТ, а затем и фильм по этой пьесе.
В этом году два детских спектакля получили на свои постановки по гранту – Союза театральных деятелей и Фонда культурных инициатив Михаила Прохорова. Нынешним летом на базе ТЮЗа открылся нижегородский филиал Российской академии театрального искусства. Средства на это выделило региональное правительство. Кроме того, на деньги из областного бюджета была реконструирована основная сцена Нижегородского ТЮЗа, заменено звуковое и световое оборудование, а сейчас заканчивается ремонт фасада.
В этом же году постановка Вячеслава Кокорина по пьесе Горького «Последние» была номинирована на «Золотую маску» как лучший спектакль малой формы. Это первый случай, когда театр из Нижнего Новгорода удостоился участия в престижном всероссийском театральном конкурсе. После фестиваля Кокорин выразил сожаление, что нижегородцы не оценили этого события по достоинству: «Последние» так и не вызвали интереса у местной публики. Такого, какого обычно удостаиваются номинанты «Золотой маски» в других городах.