Если президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов всерьез заинтересован в канале «Евразия», ему придется наконец-то заняться строительством порта Лагань.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
На юге России разгорается «битва за каналы». Региональные элиты почти половины субъектов ЮФО включились в борьбу по лоббированию проектов строительства новых судоходных каналов – «Волго-Дон-2» и «Евразия». Поскольку речь идет об инвестициях в десятки миллиардов рублей, схватка обещает быть жестокой.
Тяжелая артиллерия Назарбаева
Началом для конфликта элит послужили два события, случившиеся в мае с.г. Сначала президент России Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию РФ объявил о целесообразности создания международного консорциума по строительству второй очереди Волго-Донского канала. Затем через несколько дней в Астане, в ходе визита туда кремлевской делегации, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев высказался в поддержку проекта канала «Евразия», который должен соединить Каспийское и Черное моря. Путин поддержал инициативу казахстанского коллеги и тем самым дал старт борьбе федеральных и региональных элит РФ за упомянутые проекты.
На региональном уровне сегодня вполне отчетливо сформировались две группы интересов, каждая из которых отстаивает свой проект строительства судоходного канала на юге РФ. Административные и деловые элиты Астраханской и Волгоградской областей сформировали «волго-донскую» группировку, которая поддерживает идею строительства второй ветки Волго-Донского канала. Астраханцев и волгоградцев, по имеющейся информации, активно поддерживает министр транспорта РФ Игорь Левитин. Напротив, руководители Ставропольского края, Ростовской области, Калмыкии и Дагестана все активнее лоббируют проект строительства канала «Евразия».
Первое сражение между «волго-донцами» и «евразийцами» состоялось уже в июне, на XI Петербургском международном экономическом форуме. Руководители Ставропольского края пытались убедить участников форума в предпочтительности строительства канала «Евразия», представители администрации Волгоградской области – в необходимости сооружения «Волго-Дона-2». Прибывший на форум Назарбаев однозначно выступил в пользу «евразийского» проекта. Аналогичную политическую «тяжелую артиллерию» приверженцы «волго-донской партии» выставить в Северной столице не смогли.
По словам директора ростовского Института эффективного управления «Система» Дмитрия Савельева, с экономической точки зрения проект «Евразия» более выгоден, чем вторая очередь Волго-Донского канала: «Протяженность второй ветки «Волго-Дона» составляет 1500 километров, канала «Евразия» – всего 700 километров. При этом пропускная способность «Евразии» составляет 45 млн. тонн при 16 млн. тонн второй ветки Волго-Донского канала. С технической точки зрения «Евразия» также более выгодна: на этом канале придется построить всего 6 шлюзов при 18 шлюзах на второй линии «Волго-Дона». Ориентировочная стоимость обоих проектов, кстати, примерно одинакова и составляет 4,5–5 млрд. евро.
По замыслу авторов «евразийского» проекта, канал должен быть прорыт от ростовского Азова до калмыцкой Лагани. Проект включает реконструкцию 329 км уже существующего Манычского водного пути у низовий Дона, где в 1936–1960 годах были построены три гидроузла с небольшими шлюзами. Далее трасса канала должна проходить по Кумо-Манычской впадине и спускаться в Каспийское море. Общая длина канала – 650 км, из них 290 км пройдут по территории Ставропольского края. В случае успеха реализации проекта «Евразия» появится возможность транспортировки танкерами каспийской нефти в Черное море, а затем в Средиземноморский регион и по рекам Дунай и Рейн – в большинство стран Евросоюза.
Порт на бумаге
По мнению экспертов, помехой в строительстве канала «Евразия» сегодня может быть лишь техническая неготовность калмыцкого порта Лагань на побережье Каспийского моря. Как подтвердил источник «НГ» в правительстве Калмыкии, строительные работы по реконструкции порта в Лагани фактически заморожены. В течение двух последних лет в Лагани велись лишь сезонные земляные работы. Поэтому калмыцкого порта на Каспии, по сути, не существует, его создание застыло на стадии разработки технологической документации. Этот факт может серьезно осложнить позиции сторонников канала «Евразия» в борьбе с «волго-донской партией», а также привести к дополнительной напряженности в отношениях с казахстанскими партнерами России. На июньском форуме в Санкт-Петербурге Нурсултан Назарбаев жестко предупредил Москву, что в случае провала проекта «Евразия» (а без Лаганского порта он нереализуем) казахстанская нефть пойдет в Европу через Азербайджан и Иран, в обход России.
Волгоградский политолог Александр Стризое, в свою очередь, считает, что для Кремля было бы идеально начать строительство сразу двух каналов. «Безусловно, вторая ветка «Волго-Дона» даст новый импульс развитию экономики Нижне-Волжского региона и ЮФО в целом. Однако отказ от проекта «Евразия» может серьезно осложнить отношения Москвы и Астаны и даже привести к российской геополитической катастрофе в Центральной Азии. Как ни парадоксально, сегодня перспективы российско-казахстанских отношений во многом зависят не от интриг США или КНР, не от опасности оранжевой революции в Астане, а от результатов борьбы российских федеральных и региональных элит за различные версии судоходного Каспийско-Черноморского транзита».
Независимо от того, какой транзитный проект в результате станет реальностью, долгосрочные политические последствия конфликта элит очевидны уже сегодня. Экономические и политические интересы нижневолжских региональных элит все острее входят в противоречие с северокавказскими административно-финансовыми элитами. Это создает дополнительные угрозы стабильности социально-экономического и политического контура ЮФО. Региональный конфликт интересов углубляется на фоне повышенной политической и финансовой активности Казахстана на юге РФ. Канал «Евразия» – это важный, но далеко не единственный элемент казахстанской экспансии в Каспийско-Черноморский регион. И для многих южнороссийских региональных элит стратегические казахстанские интересы объективно становятся более близкими, чем интересы некоторых финансово-бюрократических кланов в Москве.
Волгоград