Информация о возможном покушении не повлияла на настроение Валентины Матвиенко.
Фото Дмитрия Семенова
ФСБ России предотвратило покушение на губернатора Санкт-Петербурга Валентину Матвиенко. Двое подозреваемых в покушении были задержаны еще 16 мая с.г., но информация об этом появилась только в пятницу. «Утечка произошла из Москвы», – заявила Матвиенко.
Как сообщил Центр общественных связей ФСБ РФ, задержали двоих жителей Ленинградской области. У них были изъяты две гранаты Ф-1 и более 500 граммов взрывчатого вещества «пластит». Возбуждено уголовное дело по статьям 30 и 277 (приготовление к посягательству на жизнь государственного или общественного деятеля) и статье 222 (незаконное приобретение, передача, сбыт, хранение оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ) УК РФ. По нормам Уголовного кодекса, подозреваемым в покушении на губернатора грозит от 12 до 20 лет лишения свободы. За хранение боеприпасов могут дать от 5 до 8 лет.
Уже в субботу глава МВД Рашид Нургалиев в Чите сообщил, что «в деле есть и другие подозреваемые».
Валентина Матвиенко отреагировала на поимку подозреваемых в покушении на ее жизнь удивительно хладнокровно. Во время традиционного субботнего объезда она сообщила журналистам, что чувствует себя «спокойно и надежно». Режим охраны губернатора в связи с последними событиями не изменился. Вечером того же дня Валентина Матвиенко уже весело каталась на роликах по Дворцовой площади (впереди трусили телохранители в черном), приняв участие в пробеге по центральным улицам Петербурга.
Примечательно, что поимка подозреваемых в организации покушения произошла накануне двух мероприятий, напрямую связанных с деятельностью ФСБ. В субботу в Кремле проходило традиционное совещание у президента с членами Совета безопасности. По неофициальным данным, Владимир Путин поблагодарил главу ФСБ России Патрушева за своевременное раскрытие заговора против Валентины Матвиенко. А 23 мая в Петербурге пройдет совет руководителей органов госбезопасности стран СНГ. На нем планируется обсудить проблемы борьбы с терроризмом и межнациональным экстремизмом.
Пока правоохранительные органы ищут подельников задержанных, петербургская политическая элита гадает, кому могла «насолить» Валентина Матвиенко. Остается также открытым вопрос о том, действительно ли на губернатора готовилось покушение или в Петербурге разыгрывается хитроумная политическая комбинация.
Лидер регионального отделения «Справедливой России», депутат городского парламента Олег Нилов сообщил «НГ», что «работа губернатора сопряжена с риском для жизни». По его мнению, организовать покушение могла либо какая-то общественная организация, недовольная работой Валентины Матвиенко, либо запрещенные радикальные партии.
С ним не согласен председатель регионального отделения «Яблока» Максим Резник. «У губернатора есть политические оппоненты, в том числе и мы, например, – заявил «НГ» Резник. – Но никому из них не может даже в голову прийти расправиться со своим противником таким способом. Лично я думаю, что покушение на Валентину Матвиенко может быть выгодно только одному человеку – самой Валентине Ивановне. Остается также вероятность того, что покушение было связано с экономической активностью губернатора. Но в данном случае скорее всего мы имеем дело с очередным изощренным методом самопиара».
Петербургский политолог Дмитрий Перевязкин уверен, что самопиар губернатора – слишком простое объяснение. «Эта версия лежит на самой поверхности, поэтому основная аудитория воспримет покушение именно как неудачную попытку губернатора и ее окружения улучшить свой имидж. Поэтому я полагаю, что покушение, или его инсценировка, было организовано противниками Валентины Матвиенко, которые хотят поднять очередную волну недовольства губернатором среди горожан. А правоохранительные органы, кстати, оказались в беспроигрышной ситуации – как бы карта ни легла, они выполнили свою работу и могут рассчитывать на высокую оценку».
Свою точку зрения на мотивы несостоявшегося покушения имеет депутат от «Единой России» Аркадий Крамарев: «Среди пяти миллионов петербуржцев всегда найдутся психопаты, которым может прийти в голову убийство губернатора. Не думаю, что подготовка покушения была мотивирована логически. У губернатора, на мой взгляд, нет врагов, которые могли бы сделать такой шаг».
Санкт-Петербург