В последний путь боевых товарищей казаки провожают всегда по строгим церковным канонам.
Фото автора
Надгробная плита и склеп знаменитого донского атамана Данила Ефремова обнаружены на старом кладбище станицы Старочеркасской, у южной стены Преображенской церкви. На плите из белого мрамора выбита надпись: «Здесь почивает благородный и почтенный господин Донской войсковой атаман Даниил Ефремов, который украшен был всеми добродетелями христианского закона и в звании своего чина благо, непорочно, мужественно и достохвально достоинство свое исполнил. И судьбами Создателя отойде в вечное блаженство...»
С колокольным звоном по жизни
Атаман Данил Ефремович Ефремов участвовал в Северной войне. Отличился под Напишем, сдерживая превосходящие силы шведов. В 1707 году в Польше отряд под командованием Ефремова едва не захватил в плен шведского короля Карла ХII, спасшегося благодаря резвости своего коня.
Данил Ефремов был назначен на должность донского войскового атамана указом императрицы Анны Иоанновны в марте 1738 года. Вскоре ему, первому из донских казаков, был пожалован чин генерал-майора, а позже и гражданский чин тайного советника. Умер атаман в пожилом возрасте – в 70 лет. В день смерти Данила Ефремова над столицей донского казачества звонили «по душе его» колокола. Если звон колоколов был низким, значит, умирал пожилой человек, высоким звоном извещали о смерти ребенка.
А вообще, колокольный звон сопровождал казака всю его жизнь – от рождения до смерти. И когда он крестился, венчался, и когда его провожали в последний путь. Когда-то на колокольне Преображенской церкви, построенной в 1740 году, было несколько колоколов различных чинов. Самый большой из них весил 218 пудов и был отлит на одном из Демидовских заводов.
Здесь, на небольшом погосте, рядом с могилой атамана Данила Ефремова, чье место захоронения почти сто лет считалось утерянным, станичники веками хоронили своих близких. Тут покоятся герои Азовского сидения Наум Васильев и Иосиф Петров, войсковой атаман Фрол Минаев и его сын Василий – сподвижники Петра I, войсковые атаманы Андрей Лопатин, Иван Фролов, Василий Орлов┘ Похоронены здесь и родные легендарного атамана Матвея Платова – дед, отец и мать.
Смерть для верующих казаков представлялась естественным явлением, не вызывающим ужаса или отчаяния. Они по-философски мудро относились к последнему дню своей жизни, считая: уж коли ты родился, то должен и умереть. А потому некоторые еще при жизни присматривали себе место под захоронение.
Возможно, что и другой атаман Войска Донского, глубоко верующий и искренне преданный царю герой войны с Наполеоном Матвей Платов также полагал, что будет захоронен в основанной им новой столице донского казачества – Новочеркасске. Но разве мог он предположить, что это будет сделано не однажды.
Матвей Платов умер в январе 1818 года в возрасте 67 лет. Несмотря на жестокий мороз, все Войско Донское – генералы, офицеры и казаки пришли проводить своего «вихорь-атамана». Тело героя под залпы орудия было погребено в строящемся Новочеркасском Вознесенском соборе, с левой его стороны.
В 1875 году прах Платова был торжественно перенесен в склеп, специально устроенный под церковью Рождества Богородицы в бывшем атаманском имении в хуторе Мишкин. В 1911 году по ходатайству казаков в связи с приближающимся юбилеем Бородинской битвы останки атамана вновь были перезахоронены в соборной усыпальнице. Последний раз атаман Платов был торжественно перезахоронен там же, в Вознесенском соборе, в 1993 году.
═
Если казаку суждено быть убитым
═
В те далекие времена, уходя в поход, казаки собирались в церкви на молебен. По обычаю, брали горсть земли у церкви или на кладбище с могилы отца или матери. Землю зашивали в ладанку (расшитую сумочку с горстью земли и переписанной молитвой) и привешивали к кресту на грудь. Считалось, что это должно оградить воина от ранений и другой беды. Если казаку суждено было быть убитым, родная земля первой ложилась ему на грудь.
После благословения отца казак кланялся в ноги родным: «Простите меня, родной батюшка! Простите, родная матушка!» Обращаясь к жене, говорил: «Бог даст – вернусь! Береги детей!»
Большую роль в жизни казака играл и его верный друг – конь. Ведь практически чуть ли не все свое время казак проводил в седле. Казаки всегда лучше других разбирались в лошадях. Они никогда не жалели денег на их покупку. Считалось, что без коня казак – не казак. Провожая мужа на войну, казачка подводила ему коня. Передавала повод, говорила: «На этом коне уезжаешь, на этом коне и возвращайся домой». Только приняв повод, казак обнимал и целовал жену, детей, садился в седло, снимал папаху, осенял себя крестным знамением и уходил к месту сбора.
При проводах казака в последний путь за гробом шел его боевой конь под черным чепраком и с притороченным к седлу оружием, а уже за конем шли близкие. Казаки свято верили в приметы, связанные с конем. Считалось, что если конь спотыкался под всадником или отказывался слушаться седока, то хозяина ждет гибель или беда.
Часто в казачьем храме можно было увидеть икону Божией Матери, украшенную жемчугом. Это казачьи вдовы клали по жемчужине на икону Богородицы в вечное поминовение убиенных мужей. В доме вдовы под иконой лежала шапка погибшего. Это означало, что семья находится под защитой Бога и общины.
═
Не грех выпить и за здравие
═
Для казака считалась достойной смерть на поле брани или в кругу семьи. Хоронили казака по православному обряду. Тело покойника обмывали: мужчины – мужчин, женщины – женщин. Все предметы туалета, которыми пользовались при омовении и обряжении, непременно сжигали, чтобы их не использовали для наведения порчи.
Поминали в день похорон, на 9-й и 40-й дни и в годовщину смерти. В малых донских казачьих станицах до сих пор это свято соблюдают. На поминки, если они выпадают на пост, варят уху и жарят рыбу. Пекут пирожки с капустой, сладкие – из сухофруктов, варят компот. Перед началом поминок обязательно подают кутью – рис с медом или изюмом. Если человек умирает в обычное время, то готовят домашнюю лапшу с курицей или борщ с мясом, котлеты или поджарку с картофельным пюре, мясные пирожки и компот. Кроме этого, сейчас на стол стали подавать сыр и колбасу. На стол ставят водку и вино. Если раньше выпивали строго по три рюмки, то сейчас не считается грехом выпить и четвертую, пятую┘ так сказать, за здравие родных усопшего, чтобы Бог дал им силы пережить горе. На обеде едят только ложками.
Приближение смерти казаки связывали с некоторыми приметами. Считалось, что непременно быть беде, если икона упадет на пол, завоет без причины собака или птица забьется в окно. Умирающему старались облегчить смерть, открывали двери или в потолке делали отверстие. Перед смертью необходимо было причаститься. Казаки полагали, что особенно плохо приходится на том свете самоубийцам, которых хоронили отдельно, вне кладбища и без креста.
* * *
В центре Новочеркасска расположен Атаманский дворец. Он был построен в 1863 году. На протяжении более чем полувека в его стенах решались все важнейшие вопросы войсковой жизни. Именно здесь останавливались в дни своего пребывания на Дону государи императоры Александр II, Александр III, Николай II.
Отсюда, с дворцовой площади, уходили в сражения церемониальным маршем казачьи полки. Площадь была выложена камнем-булыжником, который привозили сюда казаки из станиц, уходя на войну. Многие из них не вернулись на Дон, а камни, когда-то согретые их руками, варварски вывезены на свалку. Вместо булыжной мостовой сейчас тротуарная плитка. Камни, вынутые из этой мостовой, сохранились великолепно.
┘Вернуть бы заветные эти камни на место.
═
Ростов-на-Дону