В Иркутском областном краеведческом музее открылась выставка с интригующим названием «Все дело в шляпе». И воистину: не в таком далеком по историческим меркам прошлом головные уборы несли массу информации об их хозяевах. В Западной Европе, например, еще в четырнадцатом веке вид и форма головного убора указывали на род занятий человека. Ученый люд степенно расхаживал в маленьких черных шапочках, врачи носили береты, а нотариусы уже и в те времена отличались зажиточностью – их узнавали по бобровой шапке.
Не пренебрегали головными уборами, как рассказала заведующая выставочным отделом Елена Добрынина, и военные. Широко распространенная в свое время треуголка произошла от шляпы, у которой просто загнули поля, чтобы они не мешали запрокидывать голову. Треуголка триумфально прошлась по странам Европы, носили ее и русские служилые люди. Это уже затем головные уборы солдат и офицеров приобрели более привычный для нас вид. А вот в Китае, да и в соседней Монголии чиновники носили маленькие шляпы с шариками. По цвету шарика можно было узнать, каких высот в служебной иерархии достиг хозяин шляпы, ну и соответственно оказать уважение. По словам Елены Добрыниной, шляпа – это символ свободы и власти: « Рабы, например, ходили с непокрытыми головами. Ну а в более поздние времена люди, когда встречали человека более знатного, чем они, то всегда приподнимали шляпу». Свои головные уборы были и у духовенства.
Немалый интерес у посетителей выставки вызывают и национальные головные уборы бурят, эвенков, соетов, калмыков, мордвы, киргизов. А кроме того, русские платки, свадебные венцы, кички, головные повязки, дамские шляпки. Всего в экспозиции, сформированной из фондов музея, насчитывается более сотни головных уборов позапрошлого и прошлого веков. Начиная от шлема самурая, как отметила Елена Добрынина, до шапки из оленьей шкуры с импровизированными рогами, которые в старину помогали эвенкам от сглаза.
А головные уборы и сейчас играют в жизни человека заметную роль, хотя и без прежней смысловой нагрузки.
Иркутск