Сергей Лавров уступил Алу Алханову деликатную дипломатическую миссию.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)
Вчера начался визит в Россию начальника Генштаба Сирии корпусного генерала Ала Хабиба. С Сирией у России давние и тесные связи, прежде всего в военно-технической сфере. Несмотря на протесты Тель-Авива и Вашингтона, Москва весной с.г. поставила Дамаску комплексы ПВО ближнего радиуса действия «Стрелец». Как заметил тогда президент РФ Владимир Путин, чтобы самолеты ВВС Израиля «не могли летать над президентским дворцом» сирийского лидера Башара Асада. Как полагают наблюдатели, и в ходе визита начальника Генштаба Сирии в Москву будут обсуждаться вопросы поставки Дамаску российской военной техники и запчастей.
Заметим, что накануне в Сирии побывал президент Чечни Алу Алханов. Этот визит был подготовлен МИД РФ при активном участии Минобороны. Правда, согласно официальной версии чеченский лидер в Дамаске обсуждал с сирийцами «перспективы совместных инвестиционных проектов в области добычи и переработки нефти и возможности расширения торгово-экономических связей Сирии с Северным Кавказом». Алу Алханова приняли на самом высоком уровне, с ним встретился президент Сирии Башар Асад. С ним чеченский президент обсудил также идею проведения в Грозном ближайшего заседания российско-арабского делового совета. Правда, большой вопрос – в полномочиях ли Алханова обсуждать проекты по добыче и переработке нефти, если учесть, что лицензия на добычу «черного золота» на территории Чечни принадлежит государственной компании «Роснефть».
После Сирии Алу Алханов отправился в Иорданию, где его принял премьер-министр Иорданского Хашимитского королевства Аднан Бадран. На встрече с ним чеченский президент обсуждал вопросы не только культурного, но и экономического сотрудничества. Кроме того, на встрече Алханова с принцем-регентом Иорданского королевства Али Бен Хусейном в Аммане обсуждались российско-иорданские отношения и общественно-политическая ситуация в Чечне в преддверии парламентских выборов. Поднимался также вопрос о поддержке, которую Иордания может оказать в процессах стабилизации и восстановления народного хозяйства Чечни путем развития связей в сфере торговли и экономики. Будут ли деньги, пока неясно, но по крайней мере Иордания готова, по словам пресс-секретаря чеченского президента Муслима Хучиева, «принять на учебу молодых людей из Чеченской Республики для того, чтобы они имели возможность глубоко изучить истинный ислам».
Заметим, что выходцы из чеченских диаспор Сирии и Иордании в начале 90-х годов сыграли одну из важнейших ролей в построении дудаевского государства. Они же стали организаторами международного «джихада» против российских войск в 1995–1999 годах. Да и сегодня они играют в Чечне значительную роль. Достаточно сказать, что глава представительства Чечни в Москве Зяид Сабсаби является выходцем из Сирии. Впрочем, сириец Сабсаби, естественно, лояльный нынешней власти человек. Другое дело, что среди арабских наемников немало выходцев из Иордании, той самой, которая обещала Чечне «обучить молодежь истинному исламу».
Пожалуй, самым известным из них был эмир Хаттаб, уничтоженный спецслужбами РФ в 2002 году. В июле с.г. спецназ ФСБ ликвидировал главаря одной из банд Алаша Даудова, который готовил теракт с применением сильнодействующих ядов. Организовал приобретение отравы и осуществил ее переправку в Чечню гражданин Иордании Абу Муджаид, который считается главным инициатором терактов с применением ядов. Кстати, по данным Регионального оперативного штаба по руководству контртеррористической операцией на Северном Кавказе, в Чечне и на близлежащих территориях действуют около 300 наемников из арабских стран и эта цифра «практически постоянна». Уничтожить удалось немногих, среди ликвидированных, к примеру, бывший командир спецназа Саудовской Аравии Абу Аль-Валид и его земляк Абу Кутейб Джаммаль, уроженец Кувейта Абу-Дзейт.
Очевидно, что сентябрьский ближневосточный вояж чеченского президента связан и с приближающимися выборами в парламент Чечни. Официальный Грозный сегодня нуждается в поддержке влиятельных и авторитетных чеченских диаспор Сирии и Иордании. Однако не факт, что эта поддержка принесет нужные дивиденды. До сих пор, увы, чеченские общины в Сирии и Иордании предпочитали инвестировать не в экономику Чечни, а в террористическое подполье.
«Визит Алханова в Сирию и Иорданию, – заявил «НГ» директор Центра анализа ближневосточных конфликтов ИСКРАН Александр Шумилин, – это попытка начать новую страницу в отношениях между исламским миром и Чечней. Это мероприятие проведено при поддержке известного бизнесмена Умара Джабраилова и организации Российско-исламское наследие. Задача – утвердить новых лидеров Чечни в чеченской диаспоре».
«Вопрос об инвестициях, – полагает вице-президент Движения российско-исламского наследия Шамиль Бено, – это скорее всего послезавтрашний день. Обе страны не являются донорами и инвесторами таких проектов, они сами по себе реципиенты помощи и инвестиций. Да, в первую военную кампанию однозначно из этих стран Дудаеву была оказана финансовая помощь, были и добровольцы, которые воевали. Сейчас, насколько я могу судить, этот фактор не столь значим».