Местные власти в регионах Южного федерального округа все чаще оказываются не в состоянии обеспечить безопасность в своих регионах. Эта неспособность ставит под угрозу национальную безопасность. Недавние события в селе Яндыки Лиманского района Астраханской области пламенем сожженных домов высветили эту проблему. А чуть раньше о том же сказали массовые беспорядки с требованием создания Ногайского района в Карачаево-Черкесии, массовый исход жителей станицы Бороздиновская, эскалация напряженности в Дагестане.
Административные и правоохранительные структуры ЮФО на муниципальном уровне слабо контролируют обстановку, не способны предотвратить кризисные ситуации, не могут быстро и эффективно урегулировать конфликты. Региональные и окружные власти, в свою очередь, не способны эффективно заниматься профилактикой напряженных ситуаций, лишь запоздало реагируя на уже случившуюся беду.
Примечательно, что деградация местной власти принимает все больший размах в эпоху заявленного федеральным центром реформирования системы местного самоуправления и именно на территории Южного федерального округа, где президентским полпредом работает отец муниципальной реформы Дмитрий Козак.
Как свидетельствует лиманский кризис, ослабление позиций власти происходит прежде всего с помощью коррупционных механизмов (на местном уровне они принимают самые причудливые формы – от ничтожных по объему, но систематических взяток, до незаконной совместной хозяйственной деятельности представителей органов власти и частных лиц). Социальные конфликты с национальным привкусом в Астраханской (2005 год) и Волгоградской (2002, 2004 годы) областях свидетельствуют, например, что одной из распространенных форм местной коррупции является содержание скота, принадлежащего представителям власти или милиции, за счет частных лиц, как правило, приезжих. Губернатор Астраханской области Александр Жилкин прямо обвинил в этом чиновников местной администрации и сотрудников РОВД Лиманского района.
Коррупционные процессы все чаще пересекаются с процессами миграционными. Основным фактором риска для муниципального уровня власти на юге России сегодня становится именно неконтролируемая миграция из регионов Северного Кавказа и стран СНГ. В сельских поселениях, не отличающихся высоким уровнем жизни, это приводит к возникновению сплоченных активных групп мигрантов, стремящихся занять доминирующие позиции в местном сообществе. Наличие у групп мигрантов определенных финансовых возможностей, которые, как правило, отсутствуют у местного населения, неизбежно приводит к возникновению особых (чаще, откровенно коррупционных) отношений между лидерами групп мигрантов и местными властями, правоохранительными органами.
В результате общины мигрантов получают социальные и экономические преференции на территории муниципального образования, что воспринимается местным населением как ущемление их прав. Как показал, например, инцидент в станице Клетской Волгоградской области в 2002 году, агрессивное поведение чеченской молодежи подкреплялось дружбой лидеров чеченских молодежных группировок с сыновьями местных руководителей (в том числе, и правоохранительных органов), что воспринималось мигрантами как залог безнаказанности.
Практика показывает, что нередко лидерами общин мигрантов становятся лидеры криминальных группировок, созданных по этническому принципу. Их активность становится дополнительным раздражителем для коренного населения, провоцирует рост конфликтности.
Коррупционные отношения между общинами мигрантов и местными властями становятся одной из причин, по которой муниципальные администрации и правоохранительные органы при возникновении кризисных ситуаций либо бездействуют, либо откровенно лоббируют интересы некоренного населения. В случае с конфликтом в Яндыках это проявилось в неоправданно мягком приговоре, который был вынесен двум чеченцам, осквернившим сельские могилы в начале 2005 года, а также в «безобразном поведении», по оценке астраханского губернатора Александра Жилкина, районной милиции в ходе массовых беспорядков 15 –18 августа.
Деградация местного уровня власти делает его наиболее уязвимым со стороны внешних вызовов (будь то заранее спланированные и хорошо организованные акции террористов, как в Беслане, или стихийные массовые беспорядки, как в Яндыках). Социальный порядок в российских регионах сегодня находится в прямой зависимости от эффективности именно местной власти, и, прежде всего, от работы районных отделов внутренних дел и прокуратуры. По милиции народ традиционно судит о качестве власти в целом.
Очевидно, что реформа местного самоуправления, задуманная законом № 131, не сможет исправить ситуацию. Выборы по новому законодательству приведут к еще большему ослаблению местной власти. Большое количество непрофессионалов, случайных людей, которые придут к управлению муниципальными образованиями, сельскими поселениями, станет еще одним испытанием власти на прочность. Нарастание неэффективности местной власти неизбежно начнет провоцировать и конфликты внутри поселений, прежде всего между коренным и некоренным населением. И предотвращать, либо «гасить» эти конфликты в будущем будет еще сложнее, чем сегодня.
События в Яндыках показывают, что реформе местного самоуправления в регионах РФ должна предшествовать реформа системы МВД. Причем эта реформа должна происходить не только под ведомственным, но и под гражданским контролем. Неэффективность силовых структур на местах, дополняемая деградацией механизмов управления, становится опасной как для системы государственной власти РФ, так и для российского общества. Декларированная Кремлем вертикаль власти, начавшая строиться сверху, зависла в воздухе, так и не найдя опоры «на земле». События в Яндыках показывают, что на местном уровне вертикаль власти превращается в горизонталь взятки. Она бессильна и может обвалиться в любом месте в любое время.