Одна из основных статей дохода рязанской областной казны формируется за счет поступлений от местных ЛВЗ, значительные пакеты акций которых принадлежат областному фонду имущества. Однако вскоре рязанская водка может пополнять в основном карманы частников. Самый крупный в области ликероводочный завод – Шацкий – попал в план приватизации и был куплен.
Еще одно дело
Генерал Шпак был избран губернатором Рязанской области год назад, однако этого непродолжительного срока оказалось достаточно, чтобы за его именем потянулся шлейф громких скандалов. О бывшем главкоме ВДВ стали говорить как о чиновнике, время пребывания которого у власти успешно капитализируется.
Первый криминальный скандал вспыхнул в марте 2005 года, когда депутат Госдумы Игорь Морозов обратился в суд с требованием отменить результаты выборов губернатора Рязанской области. Выборы проходили в марте прошлого года, и победителем был признан Георгий Шпак. Депутат утверждает, что Шпак значительно превысил установленный законом избирательный фонд кандидата.
Представитель прокуратуры Мария Черняева признала доказанным факт превышения избирательного фонда и тот факт, что Шпак был в курсе финансовых дел своего штаба. А главный свидетель обвинения Александр Сучков, отвечавший за финансовые вопросы в предвыборном штабе Шпака, заявил суду, что «Шпак лично привозил деньги в штаб» и был в курсе сумм вознаграждений агитаторам.
Вместе с тем представитель обвинителя посчитала, что нет доказательств, что установленные нарушения «не позволили выявить действительную волю избирателей». В настоящее время дело находится в Верховном суде Российской Федерации, который 27 июля должен вынести свой вердикт.
Пока шел суд, на ближайшего помощника губернатора Сергея Мозера было совершено довольно странное покушение. Мозер, как написал по этому поводу «Коммерсант», «удачно отстрелялся». Что послужило причиной нападения, до сих пор неизвестно. Версий прозвучало несколько, в том числе и недовольство рязанских предпринимателей проводимой областной властью политикой, и некие разборки с участием подольской ОПГ. А представитель депутата Морозова в суде Александр Сидякин назвал покушение «вымыслом». «Якобы через него (Мозера) пытаются оказать давление на Шпака», – передал мнение Сидякина «Коммерсант».
Теперь – алкогольный скандал. УВД Рязанской области возбудило уголовное дело по факту неправомерных действий при банкротстве Шацкого ЛВЗ (ст. 195 УК РФ), а в областной Думе все больше говорят о причастности властей не только к банкротству завода, но и тому, что его пустили с молотка.
Формула обогащения
Славная история Шацкого ЛВЗ началась в далеком 1902 году, и за более чем вековую историю продукция завода снискала заслуженную популярность среди ценителей традиционного русского напитка. Многочисленные призы и награды различных выставок и ярмарок – лишнее тому подтверждение. За десятки лет своего существования предприятие пережило революцию, НЭП, вождя всех народов Сталина, холодную войну и сухой закон, перестройку и кооперативы, но вот год правления генерала-губернатора Шпака шацкая «ликерка» не выдержала.
Летом 2004 года губернатор провел аудит ликероводочной промышленности Рязанской области с помощью выписанных из Чувашии и Москвы специалистов. Как писали местные СМИ, местным Шпак доверять отказался, сославшись на их корыстные интересы и связи со «спиртовиками».
В ходе проверки выяснилось, что Шацкий ЛВЗ задолжал по кредитам и платежам в бюджет очень большие средства. Из-за таких долгов завод не смог бы продлить лицензию на выпуск алкогольной продукции. Тогда была предложена экономическая схема «спасения» предприятия. Данная схема хорошо известна специалистам по борьбе с экономическими преступлениями. На конкретном примере она выглядит следующим образом.
Руководству ЛВЗ предложили зарегистрировать новое предприятие, перевести на него все ликвидное имущество. А старое, наращивая задолжность, которая в результате составила более 150 миллионов рублей, – обанкротить, ведь все долговые обязательства останутся на нем. Новое ОАО сможет начать работу «с чистого листа», без долгов, зато с современным оборудованием.
Так появилось ОАО «ЛВЗ Шацкий» (вместо старого ОАО «Шацкий ЛВЗ»), сохранившее не только имущество, но и известный на всю страну брэнд. 100% акций нового ОАО находилось в управлении области.
Как следует из материалов уголовного дела, основные средства Шацкого ЛВЗ переходили к новому владельцу через посредников. 6 октября 2004 года линия розлива была выведена с ОАО «Шацкий ЛВЗ» и продана московской фирме ООО «Пейпстрой». Линия была оценена в 9 млн. 200 тыс. рублей. А уже 12 октября она была перепродана в ОАО «ЛВЗ Шацкий» за 9 млн. 292 тыс. рублей.
Затем, 30 ноября, на сцену выходит московское ООО «Виза», которое покупает у ЛВЗ производственное здание, где размещается основное технологическое оборудование и производство. Согласно договору купли-продажи помещение площадью 2 381 кв.м было отдано всего за 2 млн. 594 тыс. рублей.
Таким образом, новое ОАО «ЛВЗ Шацкий» сконцентрировало в своих владениях практически все имущество предшественника и могло начинать полноценную хозяйственную деятельность. Производство проработало всего 4 месяца, когда его решили пустить с молотка. Кому и зачем это понадобилось, вероятно, будет установлено в ходе расследования уголовного дела о банкротстве завода. Однако уже сейчас можно с уверенностью предполагать, что в руководстве области не могли не знать этого.
Областная прибыль – с молотка
Итак, 17 марта 2005 года правительство Рязанской области издает постановление № 52, где уточняется список предприятий, подлежащих приватизации в 2005 году. И там оказывается┘ новосозданное ОАО «ЛВЗ Шацкий»! Оказывается, необходимо было приватизировать завод именно в этом году.
Чистое от долгов предприятие с заведомо ликвидной продукцией было выставлено на торги – вместо того, чтобы пополнять областной бюджет доходами от своей деятельности. Не логичнее было бы пустить с молотка предприятие убыточное, обремененное долговыми обязательствами, которое было балластом для области?
Об этом заявляют и депутаты областной Думы. 27 апреля 2005 года местное Заксобрание выпустило постановление, где говорится: «Вызывает сомнение деятельность представителей государства в органах управления спиртовых и ликероводочных предприятий, а также экономическая обоснованность приватизации таких предприятий». Постановление рязанских парламентариев выглядит прямым обращением к губернатору с требованием прекратить разграбление региона. Областное УВД тем временем возбуждает уголовное дело о неправомерных действиях при банкротстве Шацкого ЛВЗ.
Однако ни возражения рязанских депутатов, ни заведение уголовного дела, судя по всему, не помешали закончить начатое дело. 17 мая 2005 года, то есть уже после протестного заявления парламентариев, предприятие было продано за 10 млн. 200 тыс. рублей. Напомним, что одна только линия, купленная у старого, обанкроченного ОАО, стоила 9 млн. 200 тыс. рублей.
Новым владельцем ЛВЗ стало ООО «Торговый дом Кристалл-Москва». Источники в областных верхах не исключают, что покупатель может иметь контакты в ближайшем окружении губернатора.
После того как стало известно, кто приобрел шацкую «ликерку», встает вопрос, имели ли в этом деле интерес рязанские чиновники. Вероятно, в этом разберутся правоохранительные органы.
Кто следующий и кто это остановит?
Вот мнение председателя общественной организации «Антикоррупционный комитет Центрального Федерального округа» Евгения Репина по поводу истории с Шацким ЛВЗ: «Поражает цинизм, с которым все это делается. Складывается ощущение торопливости, попыток успеть как можно больше поделить и распределить в как можно более сжатые сроки. По имеющимся у нас сведениям, жертвой этой капитализации власти стал еще один ликероводочный гигант области, на сей раз Рязанский завод. Хочется надеяться, что правоохранительные органы, уже возбудившие уголовное дело по статье 195 УК РФ по факту неправомерного банкротства, доведут свою работу до конца, и на скамье подсудимых мы увидим реальных организаторов этого преступления».
В Рязанской области осталось еще довольно много крупных, прибыльных предприятий. Кто следующий и кто это остановит?