Пожалуй, нигде так явственно не подтверждается изречение Черчилля о том, что мы сами создаем себе проблемы, которые потом геройски разрешаем, как на Северном Кавказе. Более десяти лет юг страны, не исключая благополучные житницы страны – Краснодарский и Ставропольский края, нуждается в господдержке. Сложный многонациональный и поликонфессиональный и вместе с тем беднейший регион оказался неуправляем даже через мелкие образования субъектов Федерации. Чего стоят привычные боевые действия с тысячами боевиков с начала 1990 года.
Тем более удивительно желание «собрать» все проблемы субъектов Федерации в составе одной или двух областей. Когда председатель Госсовета Чечни Таус Джабраилов озвучил неоригинальную по сути идею «о целесообразности создания единой Северо-Кавказской области» с центром во Владикавказе, он вновь забросил пробный шар, чтобы прощупать настроение прежде всего в республиках. Должного эффекта не получилось. После глухого эха недовольства местных властей администрация ЮФО открестилась от подобных планов, правда, заявив, что если такие планы и появятся в Ростове-на-Дону или в Москве, то центром региона должен быть Грозный. Тогда, видимо, будет меньше проблем в администрировании новой областью.
Не пришедшаяся ко двору национальных элит идея укрупнения субъектов юга страны, которая ими воспринимается как желание упразднить национальные республики и тем самым снять остроту вопроса, нашла покровительство в лице губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. По его мнению, «у Кубани и Адыгеи единая внутренняя духовность, культура, вероисповедание. И объединение позволило бы уменьшить администрирование для хозяйствующих субъектов».
В Адыгее не приняли приглашения объединиться с Краснодарским краем. В Майкопе в духовную связь и тем более в «единое вероисповедание» просто не поверили. По мнению политолога Мурада Мешхоева, высказанному «НГ», ситуация в Чечне пока не позволяет говорить о создании единого субъекта юга России. Но создание Причерноморской губернии в составе Краснодарского края, Адыгеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, на которое намекает Ткачев, вполне реально и, видимо, заранее продумано не только в Краснодаре. Ставрополь, например, молчит. Пока еще рано говорить об объединении с Грозным и многонациональным Дагестаном, тем более что и без объединения в крае не понаслышке знают, сколь сложны и почти не разрешимы национальные противоречия с выходцами из южных республик.
В Стране гор, по мнению наблюдателей из Махачкалы, опасаются нарушения хрупкого баланса между более чем 30 народами, к которому может привести переход «в другое состояние». Президент Ингушетии Мурат Зязиков выступил против административной реформы, выразив тем самым настроение подавляющего большинства своих избирателей.
В интервью «НГ» конфликтолог Арсен Мерзоев отметил, что «только в Дагестане, согласно республиканской Конституции, проживают 14 титульных народов. Как учесть только национальный и религиозный, не считая социальный, культурный, демографический и даже географический факторы, никто не говорит. Более того, прецедента решения столь сложной задачи на небольшой территории, без деления на административные составляющие, нет в мире».
Впервые с начала административной реформы в процесс обсуждения включились зарубежные диаспоры. «Статус Адыгеи имеет значение для многомиллионной зарубежной черкесской диаспоры, у которой нет другой исторической родины, – считает председатель «Черкесского конгресса» Мурат Берзегов. – Покушение на Республику Адыгея зарубежной черкесской диаспорой будет воспринято как посягательство на одну из основополагающих ценностей жизни». Более категоричен руководитель юридической группы этой организации Заур Дзеукожев. По его мнению, национальные республики существуют не только на основании местных конституций, Конституции РФ, Федеративного договора, но и на основании международного законодательства о праве наций на самоопределение. «И если вопрос об объединении Краснодарского края и Республики Адыгея будет вынесен на какое-либо официальное обсуждение в органах государственной власти РФ, общественное движение «Черкесский конгресс» оставляет за собой право апелляции к мировому сообществу с тем, чтобы вопрос о дальнейшем самоопределении адыгского (черкесского) народа был решен на этом уровне».
Диаспоры черкесов поддержали на редкость обширное заявление главы Адыгеи Хазрета Совмена, отметившего, что в 1998–1999 годах косовские адыги были спасены только потому, что их защитила Российская Федерация, а эта проблема стала актуальной для федеральных органов власти в силу существования Республики Адыгея. «Повышение статуса Адыгеи и выход из Краснодарского края явились следствием неспособности краевых властей решать на должном уровне национальные проблемы, в том числе автохтонного (коренного) народа Кубани, – отметил президент. – Краснодарский край относится к дотационным регионам и имеет собственные нерешенные социально-экономические проблемы, в том числе в Лазаревском и Туапсинском районах, где компактно проживают причерноморские адыги-шапсуги».
В республиках не сомневаются, что обязательное для объединения проведение референдума приведет только к положительным результатам. В Адыгее титульного адыгейского народа только 24%, в КЧР и КБР треть населения русские.
Тем не менее в регионах не сомневаются, что инициированный в Москве процесс укрупнения регионов все же найдет свое решение в том или ином окончательном варианте. Так, в Нальчике, несмотря на в целом отрицательное отношение к объединительной идее, республиканский парламент приступил к рассмотрению проекта закона «Об отказе от суверенитета». Проект закона КБР «О поправках к Конституции КБР» предусматривает исключение из Основного закона всех статей, регулирующих разграничение полномочий между Кабардино-Балкарией и РФ, отношения с Центром, согласно новой редакции, определяются и регулируются исключительно федеральными законодательными актами.
Таким образом, административная реформа все же пришла на Кавказ. Какими будут ее конечные результаты, неизвестно. Неясна даже судьба самого ЮФО, если на юге страны появится, например, Северо-Кавказская область. Подзабыт, но остается открытым вопрос о назначении внешнего (кризисного) управляющего субъектом, который Центр признал бы депрессивным. Об одном можно сказать определенно: попытки вдохнуть новую жизнь в старую идею о едином регионе на юге России еще будут предприняты не раз.