В подвале этого дома в селении Толстой-Юрт прожил свои последние часы лидер сепаратистов.
Фото Артема Чернова (НГ-фото)
Место погибшего экс-президента Ичкерии Аслана Масхадова пустовало чуть более суток. Новым лидером боевиков стал полевой командир Абдул Сайдулаев (шейх Абдул Халим), председатель шариатского суда Ичкерии. Об этом сообщили сайты чеченских сепаратистов.
Согласно распространенному «разъяснению Государственного комитета обороны – Маджлисуль Шура», еще в летом 2002 года Аслан Масхадов подписал указ, в соответствии с которым «в случае гибели или пленения президента Ичкерии все его обязанности до проведения очередных свободных выборов исполняет председатель Верховного шариатского суда».
Новоназначенному президенту уже присягнул на верность Шамиль Басаев, который призвал боевиков сплотиться вокруг нового лидера. Действующие власти Чечни, впрочем, утверждают, что Сайдулаев в республике никому не известен. «Мне, человеку, находящемуся все время в Чечне, – заявил вчера председатель Госсовета Чечни Таус Джабраилов, – и прекрасно знающему ситуацию в республике, абсолютно ни о чем это имя не говорит». При этом, по словам Джабраилова, Сайдулаев является выходцем из Саудовской Аравии.
Между тем, как утверждают в Духовном управлении мусульман Чечни, Сайдулаев – коренной житель Чечни, выходец из Старых Атагов. Муфтий Чечни Ахмад-Хаджи Шамаев вчера назвал Сайдулаева «ваххабитом номер один в республике». По словам муфтия, Абдул Халим – один из самых экстремистски настроенных людей среди боевиков. Муфтий напомнил также, что новоявленный президент Ичкерии, которому нет и 40 лет, нигде не получал специального духовного образования, но регулярно выдавал боевикам так называемые фетвы, то есть разрешения шариатского суда на теракты.
Кстати, знают Абдул Халима и в прокуратуре РФ: его называли заказчиком похищения главы миссии «Врачи без границ» Кеннета Глака в 2001 году. В сводках правоохранительных органов Абдул Халим в последний раз фигурировал в августе 2003 года, когда в Аргуне прошла операция по ликвидации группировки боевиков под его командованием. Кроме того, по данным МВД Чечни, Абдул Халим занимался подготовкой террористов-смертников.
Заметим, что накануне аналитики называли возможными кандидатами на замену Масхадову находящихся за границей Ахмеда Закаева, Ильяса Ахмадова и Мовлади Удугова, а также влиятельного полевого командира Доку Умарова. Абдул Халим не фигурировал ни в одном из «списков».
«Престиж Масхадова опирался на его военные заслуги перед Ичкерией, – заявил «НГ» руководитель группы «Меркатор» Дмитрий Орешкин. – У его наследника такого козыря нет. Это мало кому известный человек, выдвинутый в президенты такой непопулярной структурой, как Шура. Конечно же, человека, равного по масштабу Масхадову, в ичкерийском руководстве сегодня нет. Поэтому большую роль придется играть Басаеву, который будет командовать боевыми операциями. Хотя, как мне кажется, боевики давно уже перешли на самоуправление. В итоге ситуация поляризуется: с одной стороны, жесткие действия федеральных сил и новой чеченской власти, с другой – городская партизанская война отдельных абреков при угрозе крупных терактов где-то за пределами Чечни».
Вчера же вдова Аслана Масхадова Кусама, его дочь Фатима и сын Анзор обратились «к лидерам стран мирового сообщества, к авторитетным международным организациям» с просьбой употребить их авторитет и возможности, «чтобы потребовать от российского руководства выдачи тела чеченского президента Аслана Масхадова его близким и родственникам». Между тем, как заявил вчера заместитель генерального прокурора РФ Николай Шепель, «тело Масхадова вывезено за пределы Чечни для проведения судмедэскпертизы на генетическом уровне». Днем ранее Шепель заявил, что «тело Масхадова не будет выдано родственникам и будет захоронено без уведомления их о месте и дате захоронения».