Праздничная церемония внесения свитка Торы – впервые за последние 100 лет – прошла в саратовской синагоге. На праздник, которого не видели несколько поколений поволжских иудеев, пришла не только вся саратовская паства, но и съехались гости из Москвы, США и Израиля.
Внесение Торы – это праздник, на котором пляшут и поют даже почтенные раввины. Свиток условно встретили за квартал до синагоги и передали на руки почетным гостям. Через каждые несколько шагов «носильщики» Торы менялись. Этот ритуал, как объяснили прихожане, символизирует преемственность и неизменность учения, изложенного в главной иудейской рукописи – того, что, по преданию, Моисею на Синайской горе было продиктовано Богом.
Самого свитка журналистам так и не показали – под песни и танцы его, упакованный в шелковый мешок, пронесли и спрятали в специальный шкаф. Тора пишется на специально выделанном пергаменте и исключительно специалистом – «софферстаммом», который может работать, только пребывая «в состоянии особой святости». Так что процесс переписывания может продолжаться и год, и два. Цена работы, как говорят знающие люди, – от 60 000 долларов.
Несмотря на абсолютную идентичность рукописей, каждая синагога стремится иметь их как можно больше. С каждой новой Торой, говорит саратовский раввин Михоэль Фрумин, «синагога становится более святой». К тому же, как пояснили журналистам на пресс-конференции, обычная Тора служит не более 20 лет, после чего начинает «терять» буквы. Ее отдают в ремонт. В честь отремонтированной Торы праздников обычно не устраивают. «Вообще, конечно, Тора должна быть новой, – рассказал корреспонденту «НГ» израильский раввин Рафаэль Бруштейн. – Внесение новой Торы в синагогу – это большой праздник. Эта Тора – не новая, но ее решили внести как новую, чтобы был праздник».
Свиток Торы, как рассказал реббе Михоэль Фрумин, синагоге передал ныне покойный прихожанин Михаил Эрманн, который получил Тору в подарок от родителей на свое 13-летие. До того, как попасть в Саратов, она побывала в Оренбурге и Белоруссии. Неизвестно, как рукопись попала к родителям Михаила Лазаревича. По одной из версий, была найдена в запасниках одного из музеев.
Саратовская синагога, размещающаяся в крошечном белом особнячке в «тихом центре» Саратова, новых Тор не видела с 1905 года. Американский раввин Цукер, присутствовавший на саратовском празднике, рассказал, что в США при большой численности иудейских общин «в синагогах чаще всего приходится видеть пожилых людей, а здесь я вижу и людей среднего возраста, и молодежь. Поэтому во внесении в синагогу именно такой, обновленной Торы я вижу глубокий смысл. Это значит, что община возродилась».
Саратов